Давид – мастер эротической фотографии из Украины. 1 млн подписчиков в соцсетях, контракты с мировыми компаниями, очередь из девушек, желающих попасть в кадр… Анна Белёва, главный редактор Glove, узнала, может ли фотограф жанра «ню» сохранить репутацию в мире новой этики, как монетизировать хобби и почему лучшие фотографии скрыты от глаз публики.
– Вы взяли в руки камеру, когда вам было 34 года. Почему выбрали именно жанр «ню»?
– Он существует с древних времен – женскую красоту воспевали в виде скульптур, картин, наскальных рисунков… Еще в начале своей карьеры я заметил, что с появлением цифровой эпохи качество фотографий переросло в количество. Культовых мастеров, работами которых можно наслаждаться, практически нет. Сейчас делают ширпотреб – если убрать подпись под фото, вы даже не определите, кто его снял. На фотографиях «ню» женщина почти всегда показана в неприглядном для меня виде – вульгарно и кричаще. Простой набор частей тела, который не вызывает ничего, кроме желания и похоти. У меня же было другое видение женской красоты и грации – захотелось показать, что женщина может быть красивой даже в повседневных декорациях, простой одежде, без прически и макияжа.
– Где вы ищете моделей? Это ваши знакомые или девушки, которые хотят съемку за деньги?
– Сначала это были знакомые, причем многим за съемку платил я сам. А спустя полгода у меня стало получаться, и девушки подтянулись сами. Сегодня с утра открыл Instagram, а там 8 новых писем от девушек из разных городов и стран с запросом на съемку. Поэтому сейчас в дефиците не модели, а время – проектов много, не разорвешься.
Кстати, за деньги я практически никогда не снимаю – это уже не творчество, а коммерция. Гораздо интересней самому выбрать подходящий типаж девушки, который впишется в фотографию. Я не снимаю моделей – большинство девушек на моих фотографиях вы каждый день видите в маршрутках, метро, Макдональдсе… Это самые обычные девочки. Моя задача – снять не модель, которая прекрасна сама по себе, а сделать королеву из простой девушки. И сфотографировать так, чтобы вы влюбились в нее с первого взгляда. Найти идеальный сюжет, ракурс, подобрать аксессуары, выставить свет, вызвать правильную эмоцию… Главное, чтобы фотография никого не оставила равнодушным.
– Во время съемки вы остаетесь с моделью наедине? Или на локации присутствует кто-то еще?
– Почти всегда наедине. Девушки смущаются при посторонних, не могут войти в роль и расслабиться. Поэтому третий человек на съемке – это большая помеха.
– А разве вы не идете на риск, оставаясь с девушкой наедине? Особенно в нашем мире новой этики, когда человека можно оговорить с ровного места.
– Я не снимаю несовершеннолетних и у меня хорошая репутация. Это подтвердят сотни девушек, которых я снимал, а это – большая защита. Конечно, я не знаю, какие мотивы могут быть у следующей девушки, которую я сфотографирую, но раз в год и палка стреляет. Все-таки для того, чтобы оговорить человека, нужны факты – интимная переписка или смс, которые можно предъявить…
– Да, но сейчас все как-то забыли о презумпции невиновности. И после съемки любая девушка сможет заявить – вот, мол, домогался меня, за коленки трогал…
– Я могу дотронуться до модели только в том случае, если мне нужно правильно посадить её, а она не понимает, как это сделать. Например, надавить на спину, чтобы получить нужный изгиб, или повернуть лицо в другую сторону. И я всегда спрашиваю разрешения. Могу ли я дотронуться до твоей руки? Могу ли поправить ткань на ягодицах? И модель всегда соглашается. Какие тут могут быть вопросы? Если обвиняешь, то должен сам доказать это.
– Кстати, многие из читательниц Glove интересовались, как вы сам держите себя в руках на съемке.
– Есть вещи, которые в тысячу раз важнее каких-то краткосрочных удовольствий. Это репутация, которая выстраивается годами, партнеры, которые с тобой работают, и девушки, которые тебе доверяют. Вчера снимал девушку, а она заявила – ты, мол, первый фотограф за последние 5 фотосессий, который не проявил лишних знаков внимания и работал по делу. А затем добавила, что уже разочаровалась в мастерах, но я вернул ей веру в фотографию. И знаете, услышать такие слова гораздо важнее, чем позволить себе лишнее. У меня есть 2-3 часа, чтобы сделать красивые фотографии. Всё! Сделаю – будут подписчики, заказы, коммерция и популярность.
– А как монетизируется фотография?
– Ну, я продаю свои работы. А для крупных международных компаний снимаю календари из 13 фотографий – это дорого стоит. Также у меня есть свое арт-приложение для смартфонов – ему полгода, оно окупило себя и уже приносит прибыль. Сейчас там около 150 тысяч пользователей, каждый из которых платит за подписку, чтобы смотреть премиальный контент. Я делаю свои календари, а в этом году выпустил свою книгу – 70% тиража продалось меньше чем за месяц. Опять же, я преподаю по всему миру – от Нью-Йорка и до Шанхая, делаю видеоуроки, а сейчас запускаю цифровую платформу для ретуши фотографий онлайн. Источников монетизации много, и все они интересней, чем просто снимать кого-то за деньги.
– А ваш основной бизнес?
– Это сеть химчисток. Она забирает 90% моего времени – постоянно нужно присутствие – и сильно ограничивает меня в творческом росте. Уже неоднократно думал о том, чтобы сосредоточить все ресурсы на фотографии, но пока всё остается как есть. Не всё зависит от нас – например, на этот год я закладывал большие планы, но у всех все разрушилось.
– Кстати, о пандемии. На карантине многие фотографы стали снимать онлайн – созванивались с клиентами по видеосвязи, выстраивали экспозицию… Как вы к этому относитесь?
– В таком формате фотография никогда не получится такой, какой должна быть. Пару часов назад я проводил фотосессию и больше часа потратил на то, чтобы подготовить локацию. А это была обычная кухня! Я переставлял посуду и мебель, вешал гардины, чтобы скрыть пластиковые окна, выбирал ракурс, менял объективы… И взял камеру в руки только после того, как убедился – красная кастрюля не тянет на себя больше внимания, чем тело модели. Как это можно сделать через Zoom? Получатся примитивные фотографии, поэтому и отношусь я к этому с юмором.
– А как человеку сделать красивое фото, если у него нет возможности ездить по локациям и готовить пространство?
– Как минимум – посмотреть несколько хороших мастер-классов. Человек сразу получит много подсказок по работе с позами и светом. Кстати, в ближайшее время я добавлю в свое приложение рубрику «Творчество за 360 секунд» – это будут короткие видеоуроки на русском и английском, посвященные мобильной фотографии. Как работать с позами, фоном, светом, эмоциональной частью фото… В общем, простые и рабочие советы, которые улучшат качество мобильной фотографии. Стоить будет смешных денег – например, премиум-пакет для пользователей из стран третьего мира стоит порядка 3 долларов в месяц. Как чашка кофе!
– У психологов и врачей есть свои профессиональные правила. А в вашей сфере?
– Да, и это нормы всей индустрии. С моделью должно быть согласована вся съемка – что будет в кадре, можно ли показывать эти фото, где они будут размещены… А мое личное правило – заранее готовиться к съемке. Я редко делаю фотосессии наскоком – так, чтобы взять фотоаппарат и на удачу сорваться куда-то. Обычно всегда прошу скинуть обзор локации, смотрю интересные вещи, продумываю образ… Например, недавно снимал в депрессивной совковой кухне и усилил атмосферу, добавив бутылку водки, граненый стакан и нарезанную селедку. А на модели старая советская ночнушка – где-то надорванная, уже истрепавшаяся… Такие детали подчеркивают настроение фотографии, а всё вместе складывается в сюжет и историю.
– А где вы черпаете вдохновение для тех самых историй и сюжетов?
– Я обожаю все винтажное: ретро-фильмы, пленочные фотографии, мастеров прошлого века… Поэтому и вдохновение черпал оттуда. Сейчас же у меня настолько наметан глаз, что достаточно просто взглянуть на новое лицо, элемент одежды или аксессуар, и сюжет рисуется сам по себе. Иногда вспоминаю что-то и думаю, как это обыграть. И да, со мной всегда были замечательные девушки, очень похожие на тех, кого я фотографирую – добрые, спокойные и очень красивые. А я просто показал это в своих фотографиях.