По данным исследовательского отчета Edtech, рынок онлайн образования в России продолжил свой ошеломительный рост в третьем квартале 2022 года. О том, на какие тренды ориентироваться в 2023 году в сфере обучения в сети, поговорили с бизнес-тренером, экспертом в области роста продаж, Алексеем Миловановым.
Ушедший год хоть и войдет в историю, как один из самых турбулентных, но для рынка онлайн образования он стал знаменательным. На законодательном уровне признали важность обучения в сети [прим. в 2022 году прошел запуск нацпрограммы «Цифровые профессии», согласно которой россияне смогут получить диджитал-профессию на льготных условиях], тем самым подстегнув интерес к дистанционному взаимодействию профессионалов и студентов, а также к росту числа тех, кто намерен относиться к учебе серьезно, даже сидя на любимом диване. Какие же тенденции проходят красной линией по всем онлайн школам?
1. Официальная сертификация и аккредитация онлайн курсов
То, что раньше казалось маркетинговой уловкой, сейчас обретает настоящий вес. Дипломы, сертификаты об окончании обучения в онлайн школе ценят на рынке труда. Разумеется, к работникам без фундаментального образования по-прежнему относятся настороженно, но наличие сертификатов от известных школ, прошедших аккредитацию, в рамках повышения квалификации в своей же профильной специальности, добавляет существенно очков соискателю. А значит количество онлайн школ, стремящихся пройти официальную аккредитацию, растет и будет расти.
2. Уменьшение срока прохождения курса
Тенденция жить здесь и сейчас сохранится в 2023 году, что приведет еще к большему дроблению фундаментальных обучений на короткие. С одной стороны, это дает потребителю возможность ознакомиться с подходом спикеров курсов и понять, насколько его интересует данная тематика, а с другой стороны, увеличивает LTV продукта, поднимает процент учеников, которые успешно окончили курс, и множит выручку в годовом пересчете для владельца онлайн школы.
Своеобразный ребрендинг без существенных финансовых и временных затрат на разработку линейки онлайн продуктов.
3. Ставка на результат
Если раньше во главе угла стояла личность спикера онлайн школы (вспомним выступления Тони Роббинсона в Олимпийском), то сейчас же потребители выбирают дополнительное образование в соответствии с гарантированными результатами, которые они получат по окончании курса. В плюсе остаются те, кто продает алгоритмы, следуя которым можно добиться желанного результата в кратчайшие сроки.
4. Полный отказ от социально-демографических характеристик при планировании обучения
Маркетологи все больше уходят от классической модели сегментации аудитории по социально-демографическим характеристикам и больше погружаются в привычки и поведение желаемого портрета целевого клиента, тем самым расширяя список тех, кому они могут продать курс. Если говорить об обучении диджитал профессиям, мы наблюдаем полную толерантность к возрасту учеников. За одной виртуальной партой могут запросто оказаться подросток и пенсионер.
5. Обучение в формате наставничества
Продолжаем наблюдать настоящий бум курсов в формате наставничества. Тенденция обусловлена жаждой внимания и персонального подхода в обучении, которая снимает с потребителя страх неудачи. От наставника ждут всецелой поддержки в ходе обучения. Не редко обучение в формате наставничества предполагает проработку психологических и поведенческих зажимов и установок. История средних веков здесь как нельзя кстати: следуй за мастером и вырастешь в настоящего профессионала своего дела.
6. Геймификация
Все взрослые в душе немного дети. Диджитал сфера давно и плотно вошла в нашу жизнь, тяга к легким знаниям и дух соперничества остались на месте. Всему этому способствует геймефикация процесса образования. С одной стороны, ученик осваивает новый материал, с другой стороны, зарабатывает очки, которые обменяет в конце обучения на что-то полезное и важное для него. Оба участника процесса обучения в абсолютном выигрыше: владельцы онлайн школы наблюдают рост количества завершивших курс успешно, клиенты получают мотивацию не забросить обучение из-за рутинных дел.
7. Популяризация дорогих продуктов
Высокий чек на онлайн-продукт, с одной стороны, привлекает тех, кто действительно доверяет спикеру и готов отнестись к обучению со всей серьезностью, а с другой стороны, увеличивает качество продукта. Курс, написанный на коленке, не может стоить несколько сотен тысяч рублей, иначе его владельцы столкнутся с чередой бесконечных возвратов и судебных разбирательств. Таким образом, высокая цена на продукт все больше становится гарантом качества.
8. Практико-ориентированный подход
Теория теорией, но все же потребителей больше волнует, как они смогут применить свои новые знания в жизни. Поэтому все большее количество онлайн школ вводят учебные практики для своих учеников. Многие из них обещают трудоустройство лучшим студентам. Весомый плюс, с которым сложно спорить.