Владимир Буйвидис, руководитель группы компаний BM «Фабрика инноваций», поделился с Glove о расширении ассортимента выпускаемой продукции и переориентации рынков сбыта, освоении новых видов производств с целью повышения эффективности производства высокотехнологического бизнеса в период пандемии.
Наша компания занимается производством высокотехнологичных интерактивных и сенсорных аппаратов – до пандемии мы выпускали информационные киоски для улиц и помещений, обучающие терминалы, терминалы самообслуживания и т. д. Мы работали с частными клиентами (Ситилинк, Лукойл) и государственными тендерами (РЖД, Сколково, МИД). Наш бизнес рос – мы выпустили 2000 устройств в 2019 году, но вдруг, как гром среди ясного неба – пандемия коронавируса.
Последствия пандемии
Казалось бы – как от распространения вируса может пострадать производитель интерактивного и сенсорного оборудования? Однако с введением противовирусных мер наша выручка за апрель-май 2020 года упала на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Если бы не пандемия, она могла бы вырасти вдвое – но проекты на полмиллиарда рублей оказались заморожены. Наши аппараты рассчитаны, во-первых, на установку в общественных пространствах, а во-вторых – на работу с большим числом посетителей. После введения самоизоляции потребность в таких устройствах резко сократилась. Кроме того, многие предприятия понесли настолько серьезные убытки, что стали отзывать заказы.
Трудности периода самоизоляции
И всё же мы гордимся тем, что никого не уволили, а наш завод не остановился. Мы поставляли оборудование промышленным предприятиям, которые не закрылись на период карантина. Мы продолжали сотрудничать с музеями, для которых производили оборудование для выставок и экспозиций. Музеи, хотя и прекратили прием посетителей, не отказались от закупок, поскольку организация постоянных экспозиций включает в себя разработку концепции выставки, создание дизайн-макета, интерактивной среды для посетителей и т. д. А вот департамент арендных решений в нашей компании пострадал очень серьезно – он занимается сдачей в аренду оборудования для мероприятий, а ивент-индустрия во время самоизоляции практически исчезла, и сдавать аппараты в аренду стало просто некому.
Диверсификация как путь к победе над обстоятельствами
В первую очередь мы переориентировали отдел аренды на поиск клиентов, которые занимаются застройкой выставочных стендов. Кстати, с этого начиналась наша компания – нашим первым крупным заказом было оснащение павильона «Москвариум» в ВДНХ сенсорными киосками. За счёт такого своеобразного возвращения к истокам отдел арендных решений получил выручку в 15 млн руб. Кроме того, сотрудники из этого отдела открыли работу по новым направлениям – предлагают разработку концепций, софта, видеоконтента. А это и есть диверсификация бизнеса – расширение ассортимента продуктов и услуг, освоение новых рынков и т. д.
Также мы наладили выпуск оборудования для борьбы с эпидемиями: аппаратных комплексов для дезинфекции рук и измерения температуры, киоски профилактики пандемии Immuno и Immuno+. Они оснащены разбрызгивателем для антисептика, аппаратом выдачи масок, датчиком температуры, диспенсером карт для блокирования на ID-карты сотрудника с повышенной температурой и т. д. В итоге 40% выручки за апрель и май пришлось на это оборудование – продажи санитайзеров за первый месяц достигли 3,5 млн руб., ежемесячно росли на 20% и принесли нам 20 млн руб. с мая месяца.
Immuno и Immuno+ заказали Минпромторг, Роспатент, РЭУ им. Плеханова. Пандемия очень сильно подстегнула наш рынок: сейчас будет расти спрос на устройства бесконтактного сервиса. За счёт нового завода в Серпухове мы планируем к концу года втрое увеличить выпуск аппаратов, а в следующем году – начать поставки в Восточную Европу, Латинскую Америку и Азию.