Анна Белева, главный редактор Glove, встретилась с Гусейном Имановым – международным предпринимателем и миллионером, у которого каждый проект становится успешным. Поговорили о том, почему продавать не стыдно, зачем вам учиться в международных компаниях и почему нельзя монетизировать хобби.
Двери лифта открываются, и я попадаю на 33 этаж одной из башен Москва-Сити. Здесь находится офис человека, на разговор с которым у меня всего час. Я захожу в кабинет – массивный стол из дуба, тяжелые диваны в коже, панорама города за окном. Человек за столом напоминает мне главного героя трилогии Драйзера. Он – про деньги и про то, что любое дело надо делать хорошо. При этом информации о нем нет от слова «совсем«. Вводные у меня очень скупые.
– У вашей семьи было несколько квартир, машина и дача. Большинство советских семей жило гораздо хуже. Откуда все это?
– Вся недвижимость досталась нам по наследству. Мамин дедушка, например, был богат, но его раскулачили, отправили в Сибирь и там расстреляли. У него осталась жена, которой пришлось работать, и 11 детей. Когда дела шли совсем плохо, она доставала золотой пояс, рубила его топором и меняла на хлеб. Без образования и опыта она вырастила детей и стала депутатом. Дети тоже без дела не сидели. Один, например, стал заведующим базы и экспортировал в Россию яблоки, другая опекала детский дом, стала героем труда и получила квартиру от государства. Многие женщины из нашей семьи пошли в политику, а мужчины занимались производством и торговлей.
Благодаря этому я вырос в хороших условиях. Но без излишеств и роскоши – мой отец работал цеховиком, а мама всю жизнь была домохозяйкой.
– О вас говорят как о системном и собранном человеке. Как вас воспитывали?
– У меня очень ответственные родители. Я хорошо учился, но иногда хулиганил. Тогда папа садился и разговаривал со мной. Напоминал, что я – мужчина, и подчеркивал, что вся ответственность за дом на мне. У меня две старшие сестры, но в семь лет я сам открывал дверь и подходил к телефону. Это восточный менталитет. Мама тоже не ругала меня, а мотивировала – говорила, что они с папой в меня верят.
В детстве я мечтал стать взрослым. Торопил это время, очень хотел самостоятельности. Кроме того, моего дедушку тоже звали Гуламгусейн. Он был авторитетным человеком, и к нему приходили за помощью, словно к старейшине. Его имя досталось мне в наследство. Всю жизнь меня преследует ответственность за то, что я просто не могу его опорочить.
– Сейчас вы – бизнесмен, хотя, как и многие предприниматели, начинали с продаж. Кто имеет больше шансов взлететь – продажник или ремесленник?
– Раньше я бы ответил, что продажник. Сейчас скажу – синергия. Я часто был на заводах и общался с ремесленниками. Знаете, у них особая ментальность – они считают, что должны сделать самое лучшее. Но забывают про рынок, конкурентов и конечную стоимость. Производить – дело благородное, но они во многом отталкиваются от своих желаний. А продажник знает, что нужно рынку. Он хороший психолог, чувствует эмоцию клиента, его потребности. Если в человеке сочетается эти роли, он сделает хороший товар, который реально продать.
– Вы 14 лет развивали продажи в Vestel. Назовите три главных навыка, которые приобрели за это время.
– Vestel – это огромная международная корпорация. Даже школа – многие учатся, работая там, а потом открывают свой бизнес. Я считаю, что перед запуском своего дела нужно 3-5 лет поработать в международной компании. Причем в продажах – бизнесмену нужно уметь продавать и считать деньги.
Во-первых, эта работа дала понять, что один в поле не воин. Нас было мало, но все были так воодушевлены и мотивированы, что работали за несколько отделов. Во-вторых, я научился считать и разобрался в финансовой терминологии. В-третьих, я вечно пропадал в «полях», разговаривал с клиентами, понимал их проблемы и за 14 лет собрал хороший портфель.
«Команду, навык считать и портфель клиентов не купишь ни за какие деньги. Имея это, реально зайти в любой бизнес и победить»
Международная компания дает системность и чувство ответственности. Ты принимаешь решения, даже если занимаешь небольшую должность. А если хорошо работаешь, то не будешь долго сидеть в одном кресле. Меня повышали каждые три года, хотя я пришел в компанию на «расстрельную» должность менеджера по региональным продажам.
– И на какой позиции вы ушли из компании?
– Глава представительства. Тогда я уже отвечал за продажи по России, Украине и Казахстану.
– А заработка топа хватило, чтобы открыть свое дело?
– Когда я был топом, мне разрешали иметь параллельный бизнес. Я нигде не был бенефициаром, не вкладывал деньги, но хорошо организовывал людей. В Vestel не заработаешь миллионы – там мало платят, и основную часть денег мне принес бизнес. А для его развития мы почти все средства привлекаем в банках.
Сейчас у меня три компании. Первая – интернет-магазин, где я выкупил долю и зашел учредителем. Вы, кстати, его прекрасно знаете (смеется). Вторая компания – промоутерская. Неизвестный товар тяжело продавать – это стало головной болью, когда я работал в Vestel. А теперь у меня получилась целая школа, где промоутеры – это полноценные сотрудники, которые учатся сами и обучают других. Третья компания – самая молодая, но очень перспективная. Это QUICK – IT-проект, который помогает бизнесу уйти в онлайн без проблем и головомойки. Его я основал в партнерстве с Полиной Ивановой – отличным IT-специалистом. Пандемия доказала, что нужно оцифровывать все бизнес-процессы. А как? Как, например, настроить ЭДО, подключить кассовые аппараты, синхронизировать все это с Битрикс и 1С? Мы этому и учим, и делаем сами. Причем за небольшие деньги, что важно для малого и среднего бизнеса.
Сейчас время продавать нематериальные вещи с высокой маржинальностью и без привязки к локации. Кроме того, у онлайн-бизнеса нет потолка. Эта мысль очень будоражит. Уже сейчас в QUICK больше запросов, чем мы можем обработать.
– Какие направления в бизнесе, по-вашему, сейчас взлетят?
– Знаете, везде нужно считать риски и отводить срок на каждый проект. Бизнес должен приносить прибыль, и неважно, в какой нише. Нет денег – закрывайте контору.
– А сколько можно его «тащить»?
Я даю полгода. Мой промоутерский проект окупился за 8 месяцев, но я видел динамику и понимал, что он выйдет на прибыль. Если такого нет – забивайте. Это балласт, который утопит и вас, и ваши бизнесы в первый же кризис. Больно и грустно – да, но, пока есть деньги, лучше рассчитаться с людьми и признать бесперспективность этого дела. Так хотя бы сохранишь хорошие отношения и не испортишь себе карму. Козлом все равно останешься, но это лучше, чем дотянуть до конца и подставить людей. Лошадь сдохла – слезь.
– Каким бизнесом вы бы не смогли заниматься?
– Здесь я согласен с Чичваркиным – не занимайтесь тем, о чем стыдно рассказать родителям. Если вы порнорежиссер и можете спокойно поделиться этим с семьей – прекрасно! А я не могу. Поэтому не занимаюсь нелегальным бизнесом. За это стыдно.
– А многим вот продавать стыдно. Раньше ведь считалось, что торговать – унизительно.
– Это советское воспитание. Стыдно, но это проходит. Когда мне было 16 лет, я испытывал неловкость – казалось, что я навязываю человеку товар и хочу на нем заработать. А потом я понял, что мое время стоит денег, и я продаю нормальный товар, за который могу ответить. Знаете, сразу отпустило.
Продажи – это искусство, а не обман. Нужно уметь договариваться на долгосрочной основе. Я никогда не хотел быстро продать, получить деньги и «отскочить». Я хотел взаимовыгодного сотрудничества, чтобы клиенты покупали у меня сегодня, завтра и через год.
– Б.Ю. Александров, известный предприниматель, говорил, что любое дело приносит удовольствие, когда ты начинаешь на нем зарабатывать. Что вернее – зарабатывать тем, что любишь, или любить то, на чем зарабатываешь?
– Помните фразу «если ты занимаешься любимым делом, то не будешь работать ни дня в своей жизни»? Как по мне, редкая глупость. Это две разные вещи, и наша проблема в том, что мы мешаем в кучу хобби и работу. На работе не надо кайфовать, надо хорошо её делать и получать за это деньги. А хобби – это занятие для души и в удовольствие. Когда вы превращаете хобби в работу, вы теряете хобби.
– Это почему?
– Потому что теперь вы должны заниматься этим не когда хотите, а когда надо. Вы превратили хобби в обязаловку. А с мнением Бориса Юрьевича я согласен – ты кайфуешь, когда твой бизнес начинает приносить прибыль. Это же победа! Деньги – единственный показатель успешности бизнеса. Когда я разделил понятия работы и хобби, жить стало куда проще.
– Давайте тройку предпринимателей, которые вас восхищают.
– Первый – Рэй Далио. Я не знаком с ним лично, но его взгляды на жизнь мне очень подходят. Мне нравится стиль Рокфеллера – он был принципиальным и жестким предпринимателем. А из наших выбрал бы Дурова. Не знаю, какой он человек, но он создал успешный проект, потерял его, а затем повторил свой успех. А четвертого можно?
– Можно.
– Сергей Галицкий, основатель Магнита. Очень ему симпатизирую.
– Вы же международный предприниматель. В чем мы круче остальных, а чему стоит поучиться?
– В России очень быстрые предприниматели. Мы сразу принимаем решения, у нас четко работают банки и налоговые. Тебе не надо разжевывать простые вещи – люди схватывают на лету. Минус в доброте наших бизнесменов. Они оставляют себе ненужных сотрудников, долго тянут с закрытием бизнеса и ждут каких-то чудес.
«Бизнес, который не приносит прибыли – это кровоточащая рана. Вы можете проводить оптимизации и залечивать её, но, если она продолжает кровоточить – режьте»
В Европе все разные. Французы, как по мне, очень тяжелые на подъем. Англичане похожи на русских – четкие, быстрые, по делу и с юмором. Немцы, кстати, очень системные. Неправильно поставил запятую в договоре – будь добр завтра оказаться в суде и ответить. Турки – большие трудяги, я долго с ними работал. Но, если у тебя нет рычагов влияния, они легко тебя обойдут, поэтому лучше оставить за собой пару «козырей».
– А что сейчас мешает бизнесменам в России?
– Я думаю, что больше половины сдувается на начальных этапах. Предпринимателям надо открывать компанию, общаться с налоговыми, следовать странным законам… Они не успели и рубля заработать, а уже должны содержать полный штат людей и что-то платить. У нас, в отличие от Китая, не поддерживают стартапы. При этом мы понимаем, что основной экономический хребет государства – это малый и средний бизнес. Так кому пополнять бюджет, если не им? Они не жулики, а герои!
Я уверен, что чиновники ставят задачи по поддержке МСБ, но «в поля» эта мотивация не доходит. При этом на Россию все равно можно делать ставку. У нас полно плюсов! Один мой знакомый, который сделал состояние в штатах, недавно вернулся в Россию и запустил здесь бизнес. Казалось бы, зачем? У тебя грин карта, ты богатый человек. Оказалось, что там перегреты вообще все ниши. По его словам, любая микротрещина сразу заполняется тысячами компаний. Конкуренция просто бешеная. А у нас что? Поле непаханое! Бизнес открыть проще простого, надо просто взять и делать. Не знаете, что делать? Садитесь в самолет, улетайте в другую страну, посмотрите, что там есть, и возвращайтесь с хорошими идеями обратно.