Юлия Родочинская, предприниматель, дипломированный маркетолог, основатель Института Онлайн Профессий и агентства Julia Marketing, эксперт федеральных СМИ, рассказала Glove о бизнесе, команде и своих новых проектах.
— Юлия, у вас был неплохой год. Вы получили несколько премий, провели 8 курсов, готовитесь к запуску своего ювелирного бренда. Как вы все успели и не сошли с ума? В чем секрет такой продуктивности?
— Год был очень активный. Мой бизнес вырос в несколько раз, ведь я обучаю онлайн-профессиям, помогаю людям из любой точки мира реализоваться и начать зарабатывать на своей экспертности. Секрет в том, что я люблю то, что делаю, маркетинг – мой образ жизни. У меня тоже бывают тяжелые дни, стрессовые ситуации. Но меня вдохновляют результаты – за год мы обучили более 20 тысяч студентов. Мне нравится, что можно с помощью любимого дела менять жизни людей и их убеждения относительно онлайн-работы. Мне помогает моя команда, люди работают онлайн из разных уголков мира. Благодаря им многие процессы автоматизированы и грамотно делегированы. Так что я больше выступаю как спикер, создатель продукта, основной идейный вдохновитель. И, конечно, как блогер – все продажи в основном происходят через мои соцсети.
— Многие уже состоявшиеся специалисты боятся открывать бизнес, потому что не умеют формировать команды. Как всегда, страшно начать. Поделитесь, как грамотно подойти к найму, когда у тебя целый ноль сотрудников?
— Без сотрудников бизнес можно развивать ровно до тех пор, пока он не выйдет за рамки ваших возможностей. Однажды придется решать – оставаться на том же уровне и загонять себя, или выбирать путь делегирования. Сделать это проще, когда вы посчитаете, сколько стоит час вашего времени, и на сколько можно увеличить доход, передав часть обязанностей сотруднику. Новички часто совершают две ошибки. Первая – самоутверждаются за счет подчиненного. Они убеждены, что лучше всех знают, как нужно работать, забирают бразды правления в свои руки и просто вытесняют сотрудника. Вторая – впадают в детскую позицию и ждут, что сейчас прилетит волшебник на голубом вертолете, все сделает, и потекут миллионы рекой. Но успех компании – результат слаженной совместной работы, вопрос четко поставленной задачи, контроля и доверия.
— К вашим бизнес-проектам можно отнести и личный бренд. Верно ли, что сегодня соцсети – один из главных драйверов роста как других проектов, так и дохода в целом?
— Личный бренд – это мой бизнес-проект, а ведение блога – полноценная работа. Создание контента внесено в график как рабочая задача. 20% усилий дают 80% результата, и львиную долю этих усилий занимает ведение блога и формирование личного бренда. Для этого нужно понимать свою миссию, понимать, кого я хочу видеть в блоге, какие качества продемонстрировать, чтобы аудитории захотелось найти точки соприкосновения с моим контентом, а потом – с продуктом. Личный бренд – это долгосрочная инвестиция в любой мой бизнес-проект. Чтобы я ни запускала, это всегда будет продаваться, потому что у меня есть тысячи подписчиков, которые ежедневно смотрят мой блог и ждут контента. Они видят не только мой продукт, они знают меня как человека. Для них я – друг, который проживает с ними каждый день.
— Понятно, что инфопродукты можно продавать из любой точки мира – с этим вопросов нет. Но что делать с «осязаемым» бизнесом? Например, с ювелирным, который вы планируете запускать. Как вы планируете управлять им, ведь вы живете в Испании?
— Я часто меняю страны и Испания, возможно, не последняя. Я говорю, что я на фуршете у этой жизни, я пробую разное, и онлайн-работа позволяет мне работать где угодно. Это не мешает мне общаться онлайн с дизайнерами и подрядчиками, которые сами находятся на удаленке. У них собственное производство – завод, на котором мы заказываем все, что будет продаваться через блог и интернет-магазин. Физических точек я открывать не планирую. Такая модель бизнеса тоже может существовать, территориальной привязки сейчас нет.
— К слову об инфопродуктах: сейчас, как вы знаете, вокруг этой темы много шума. Нет ли здесь рисков в части вашего курса?
— Рынок инфобизнеса переживает примерно такой же период, как наша страна в 90-е – творится хаос, но я уже вижу в нем некое урегулирование, взросление. Изменился подход к обучению – это уже не просто записанные видеокурсы, а живое комьюнити. Мы получаем не только систематизированную информацию, но и личный опыт эксперта, кураторскую поддержку, различные бонусы. Можем общаться с единомышленниками, обмениваться энергией. Появилось множество форматов – от индивидуальных консультаций до мастермайндов. Вопрос в том, как выбрать нужное из всего многообразия. Конечно, до сих пор существуют курсы, состоящие из собранной из интернета информации, есть продавцы «волшебных таблеток» и те, кто пытается заработать на волне хайпа. Главный критерий выбора – репутация и профессионализм эксперта. Их легко проверить в соцсетях – подписаться, понаблюдать, насколько человек разбирается в своей сфере, адекватен ли он, подходит ли вам как спикер. Можно посмотреть кейсы, пообщаться с учениками. Я твердый эксперт в своей нише – больше 10 лет я занимаюсь только маркетингом, я преподавала в университете, выступаю на конференциях. Уверена, что рынок будет расти, но сейчас я конкурентов не вижу. Можно быть хорошим специалистом, но не быть преподавателем, а у меня колоссальный опыт и я знаю, как грамотно подать знания аудитории.
— Вы, в числе прочего, коуч ICF. Берем TOP Global Gurus – рейтинг лучших коучей мира – и видим Шарму – неудавшегося адвоката, который никак не состоялся на своем профессиональном поприще, бросил его и сел писать книгу. Или других коучей из списка, которые владеют компаниями, опять же предоставляющими услуги коучинга. Нет ли здесь противоречий?
— Понятие коучинга сильно искажено. Это не консультация, а способность выслушать, правильно задать вопросы и привести человека к ответу, который уже находится у него внутри. В этом случае не обязательно иметь релевантный опыт в сфере клиента, потому что инструмент у коуча всегда один – правильно заданные вопросы. Консультация – это когда эксперт перекладывает на человека свой опыт, и тот сам с этим справляется. Например, на маркетинговом консалтинге я расскажу, какие ниши сейчас востребованы, спрошу клиента, какая ему комфорта и объясню, как в ней реализовываться. На коучинге я этого делать не буду, я задам вопросы, которые помогут человеку самостоятельно найти ответы, понять, что ему интересно и как он хочет развиваться.
— На 2022-й у вас большие планы. А именно, как мы уже говорили, запуск ювелирного бренда. Расскажите подробней – почему ювелирка?
— Для меня, как для маркетолога, это интересный опыт – быть результатом своего продукта, показать, что я физически веду бизнес, и он станет моим собственным кейсом. Ювелирный бизнес не настолько маржинальный, как онлайн-продукты, но запуск этого проекта – мой челлендж. Я объединила в нем все, что люблю – коучинг, маркетинг и ювелирные изделия. Это смысловые украшения, которые будут якорить нас на правильные установки, события. Каждый предмет дополняют специальные инфопродукты. Например, коллекция Destino посвящена достижению целей, подарок к ней – вебинар от меня на эту тему. С красной нитью это не имеет ничего общего, никакого волшебства, это очень прагматичный продукт про собственное якорение и точку опоры. Изделия очень красивые, стильные, со своей философией и миссией. С точки зрения маркетинга это – очень классная идея.
— Кажется, что такой проект хорошо бьется с вашим образом в соцсетях: деловая, успешная женщина, счастливая супруга и мама. Есть мнение – и оно популярно – что успешные женщины, напротив, испытывают сложности в построении гармоничных отношений. Понимаете ли вы, почему так происходит?
— У меня счастливый брак, двое маленьких детей, при этом я женщина-предприниматель, долларовый миллионер, часто нахожусь в командировках и много работаю. Мы выросли в патриархальном обществе, где мужчина должен зарабатывать больше, чем женщина. Если происходит наоборот, это порицается, и мужчина чувствует себя неуверенно. Из-за таких шаблонов распадаются многие пары. Когда мой доход стал намного выше, мы с супругом поняли, что для нас это стресс. Честно друг другу в этом признались и пошли к семейному психологу, чтобы проработать ситуацию. Когда в семье оба зарабатывают очень хорошо, этот вопрос перестает быть критичным. Личные отношения намного важнее. Когда друзья спрашивают об этом мужа, он отвечает – главное, чтобы Юля была счастлива, а такой она может быть только в своей реализации. У меня очень много энергии, и всю её невозможно направить на семью – будет слишком утомительно для всех. Поэтому я по полной реализуюсь в своих проектах, а по выходным организую разные активности для детей: мы куда-то выезжаем, я занимаюсь огородом, устраиваю перестановку мебели… Так что меня хватает на все, и моя семья счастлива.
— Возьмем такую женщину: большую часть дня она управляет, причем делает это директивно, решает проблемы, реализует амбиции. Каким образом ей по щелчку это выключить, когда она переходит порог дома?
— Мы с супругом оба работаем в онлайне из дома, то есть всегда находимся на одной территории. Поэтому мы установили определенные правила. Так как муж принимает участие в моем бизнесе, рабочие вопросы решаются только в кабинетах – у него или у меня. Мы никогда не обсуждаем дела на утренних пробежках, на кухне, в спальне или с детьми. То есть мы территориально разделили, где Юля – босс, а где Юля – покладистая жена. Мне легко удается жонглировать этими ролями, ведь мы меняемся в зависимости от ситуации: с детьми я одна, с мужем другая, с сотрудниками – третья. Это и есть эмоциональный интеллект – способность переключать роли, контролировать эмоции и понимать, насколько людям с тобой комфортно.
— К слову о вашем образе: как стиль и внешний вид работает на лояльность аудитории? Видно, что вы серьезно работаете над этим. Означает ли это, что человек все же склонен к стереотипному мышлению? Что люди будут доверять человеку в костюме, а не бизнесмену в джинсах, как бы ни хвалили скромность второго?
— Есть общепринятое понимание, как должен выглядеть определенный специалист. От фитнес-тренера мы ждем хорошей фигуры, от парикмахера – ухоженных волос. Эксперт в большинстве случаев является результатом своего продукта. Я продаю онлайн-профессии и счастливое будущее, возможность стать богатым. Если я буду делать это, сидя в пижаме, растрепанная и в полном выгорании, вряд ли кто-то захочет ко мне присоединиться. Но я живу у моря, езжу на кабриолете, меня окружает счастливая семья, я хорошо выгляжу. Вот этого хотят мои подписчики, и этот образ я транслирую в блоге – показываю все грани моей жизни, которые интересны аудитории. Доверие формируется из множества факторов, поэтому я демонстрирую не только профессиональные достижения, но и личные качества, работаю со своим голосом, тщательно выбираю украшения, слежу за модой, хожу к косметологу. Я шучу, что самые ухоженные люди – это блогеры, потому что их работа – хорошо выглядеть.
— Есть ли у вас миссия, которая влияет на всю вашу деятельность? Иными словами: зачем вам все это? Такая динамика жизни – это ведь постоянная турбулентность, необходимость быть немного «на стреме», большая ответственность за многих людей.
— Для меня маркетинг – не только продажи, это система инструментов и ценностей, которые позволяют соединить великолепный продукт с прекрасным покупателем. Благодаря ему мы можем быстро найти интересующий нас товар, определить уровень нужного нам эксперта. Маркетинг делает жизнь намного легче. Моя миссия – донести до людей ценность экологичного, бережного маркетинга. Чтобы продажи не превращались в манипуляцию, чтобы все происходило по любви. С точки зрения глобального маркетинга и обучения это возможность показать людям свободную жизнь. Больше не нужно ехать в крупные города на заработки или чтобы получить образование. Можно оставаться со своей семьей, жить, где хочется, и хорошо зарабатывать. Независимо от базового образования и опыта всегда можно быстро найти себя в онлайне, и это классно.
— Юлия, большое спасибо за интервью! Нас прочитает много женщин, для которых вы – положительная ролевая модель. Можете дать им несколько нетривиальных советов? Конкретных действий, которые они могут сделать здесь и сейчас, и которые в перспективе изменят их жизнь?
— Первое – найдите сферу ваших интересов, дело, которое идет легко и приносит удовлетворение, не бойтесь пробовать и радуйтесь своим достижениям. Второе – помните, что у вас свой путь, и сравнивайте себя только с собой предыдущей, но не с другими. В соцсетях слишком много информационного шума и фальши, все эти истории успеха и идеальные картинки могут демотивировать и вызвать зависть. Третье – делегируйте все, что вам не нравится делать. Мы созданы для счастья, поэтому начните себя ценить. Наши ресурсы – это деньги, время и усилия, и время из них – самая дорогая валюта. Так что четвертый совет – не изобретайте велосипед, покупайте чужой опыт и растите быстрее.