Команда, с которыми мы вместе строим наше дело, часто является ключевым звеном как в случае грандиозного успеха, так и в случае поражения. Это подтверждают многочисленные исследования – люди, которые нас окружают, кардинальным образом влияют на нашу жизнь. Общаясь с одними людьми, мы добиваемся успехов, испытываем радость и чувствуем силы, а с другими, напротив, чувствуем себя плохо, ничего не добиваемся, а то и «пробиваем дно».
То же самое справедливо для сотрудников по отношению к бизнесу – токсичных работников легко найти, сложно потерять и совершенно невозможно от них отвязаться. На своем личном примере и примерах людей, с которыми я работал как коуч, я выявил четкие характерные особенности таких сотрудников. С помощью этих признаков и инструментов, которые я дам в конце, вы сможете почистить бизнес или просто понять, кто именно из сотрудников или коллег мешает вашему кораблю дальнего плавания двигаться вперед.
Вечно всё плохо
Если говорить проще, такой работник – редкий нытик. Если ваш коллега или сотрудник постоянно ноет и вечно зол, проявляет агрессию или ведет себя как жертва – он токсичен. Такой человек демотивирует буквально весь коллектив, а чаще всего еще и недоволен условиями труда и вами как руководителем.
Всегда прав
Люди, упрямые и уверенные в своей правоте, не всегда ведут к успеху. Такой человек не приемлет иного мнения и вряд ли будет слушать кого-то еще. Вдвойне хуже, если такого человека вы обнаружите у себя на руководящем посту, ведь лидер должен не просто принимать решения, но и слушать других. Токсичный сотрудник избегает диалогов, не слышит (в прямом смысле!) чужих мнений и не принимает адекватных аргументов. Причиной такого поведения является глубокая неуверенность в себе и детские травмы, а зачастую именно такие люди ведут корабль ко дну.
Отнимает чужое время
Вероятно, он тот еще энергетический вампир. Это касается и вашего личного пространства – он может заявиться к вам домой, когда захочет, открыть дверь вашего кабинета «с ноги» или скинуть на вас свои дела, даже не подумав, что и вам есть чем заняться. Такой сотрудник легко «делегирует» свои обязанности коллегам или постоянно отвлекает их от работы какой-нибудь ерундой.
Великий критик
Такому не понравится ни одна из предложенных вами идей. Это именно тот человек, который на всё говорит «у нас не получится» и «это невозможно». Он будет вечно учить коллег жизни, будет наставлять их, как им делать свою работу, даже если он сам ни черта не смыслит в чужой деятельности. Непрошенные советы с наездом при полном отсутствии конструктива – это как раз к нему.
Не дурак поговорить
Нормального диалога с таким можно не ждать – ему лишь бы поболтать, а говорит он ой как много. Причем с какой-то невероятной уверенностью в том, что все должны его слушать, оставив свои дела. Такой не потерпит, если его перебьют, не любит диалогов и мало слушает. Чаще не слышит. А делает еще меньше.
Лжец
Такой человек не брезгует тем, чтобы приврать, причем в мелочах – часто из совокупности такой маленькой лжи рождается один большой обман. Этот работник распускает слухи, которые не соответствуют действительности, перекладывает факты так, как ему вздумается, и играет с данными. Часто такой человек – большой интриган. Мало того, что он сплетничает и рассказывает вам небылицы о других – с другими он делает ровно то же самое, но и на ваш счет. Ему ничего не стоит поменять переменные и рассказать историю на свой лад, пытаясь извлечь из этого максимум выгоды. Беда, друзья, если это – ваш аналитик.
Всегда винит других
Еще с пеленок нас учат, что нести ответственность за свои поступки – это признак взрослого, адекватного и ответственного человека. Этот урок жизни каким-то чудом обходит токсичного человека стороной – он постоянно винит других в своем провале. Если этот работник обвиняет коллег в том, что у него ничего не получилось, в том, что работать тяжело, зарплата маленькая, должность низкая, да и жизнь нелегкая – это признак инфантильного, детского поведения. Если такому ребенку больше 18-ти лет, и он у вас работает – это токсично для окружающих.
Груб и невежлив, особенно с теми, кто ниже по статусу
Люди – создания крайне интересные. Особенно любопытно наблюдать за ними со стороны – сходите с коллегами в ближайшее кафе на ланч, и можете узнать о них много нового. Токсичный сотрудник в первую очередь — токсичный человек, и он невежлив с посторонними. И уж тем более с теми, кто ниже его по статусу! Под горячую руку хама попадают все – и официанты, и уборщики, и гардеробщики…Попадете и вы, и ваши коллеги, стоит только такому кавалеру на секунду забыться.
Рядом с ним некомфортно
Говоря проще, вам просто плохо с этим человеком. Когда вы встречаетесь с ним, вам неуютно – вы постоянно стрессуете, со страхом подбираете слова или испытываете давление. Слышать свои ощущения здесь очень важно – организм редко нас обманывает, и состояние дискомфорта как нельзя лучше характеризует того, кто находится рядом с вами.
Ирония в том, что без токсичных сотрудников никуда. Мы редко задумываемся о тех, кто находится с нами рядом, о тех, с кем работаем бок о бок. И уж тем более редко их анализируем. Проблема в том, что порой токсичного человека мы видим во всей красе лишь тогда, когда уже поздно – мы понимаем, как обманывались все это время, как были слепы, но вот изменить уже ничего нельзя. Ваш бизнес тонет, если вы его основатель, или вас пинком вышибают из компании (или же вы сами уходите из-за жуткой атмосферы), если вы – один из сотрудников. Нам некогда сканировать людей – мы делаем бизнес или работаем, как тягловые лошади. Но делать это все равно нужно – сделайте сами или отдайте на откуп своему HR-менеджеру.
Как увидеть токсичного сотрудника
Способ очень простой — с его помощью вы не можете выбрать нового сотрудника, потому что еще не знаете его. Но можете легко оценить существующих. Инструмент называется колесом баланса – в коучинге его часто применяют, чтобы улучшить различные сферы своей жизни. Я же применил его именно к оценке сотрудника, и, как показала практика, он прекрасно выполняет свою главную задачу – выявить тех, кто ставит ваш бизнес под угрозу.
Нарисуйте круг. Разделите его на 11-12 частей, как показано на фотографии. Вне круга напишите имя сотрудника, чтобы вы не сбивались и постоянно помнили, о ком речь. Каждую часть подпишите вопросами – можно использовать те, что подобрал я, а можно придумать свои:
1. Насколько он(-а) постоянно чем-то недоволен?
2. Насколько он(-а) всегда «прав» и уверен в своей правоте даже тогда, когда факты говорят обратное?
3. Часто ли он(-а) отнимает ваше время или время ваших сотрудников?
4. Как часто он(-а) критикует?
5. Насколько много он(-а) говорит и мало слушает, а еще меньше – слышит?
6. Как часто он(-а) говорит неправду?
7. Часто ли он(-а) говорит о других за спиной без фактов? Сплетничает?
8. Насколько часто он(-а) винит других, а не себя?
9. Насколько он(-а) невежлив с другими людьми, особенно с теми, кто ниже по статусу?
10. Как сильно вам плохо рядом с этим человеком?
11. Как часто он говорит не по делу?
12. Можно добавить свой вопрос.
Затем объективно ответьте на все вопросы и поставьте отметку от 1 до 10. После этого соедините отметки – чем большая площадь колеса будет охвачена, тем сильнее сотрудник токсичен.
Помните, что люди не просто косвенно влияют на вашу жизнь – они могут влиять на то, сколько вы зарабатываете, на ваше чувство уверенности и комфорта, на успех вашего бизнеса. Не тратьте свое время на токсичных сотрудников или коллег – подобных людей и так слишком много в нашей жизни, чтобы терпеть их еще и на работе. Не встретить таких людей невозможно, но вы вполне способны очистить от них то пространство, которое принадлежит только вам. Например, свой стол, кабинет или целую компанию. Изолировать себя и свое дело полностью вы вряд ли сможете, но вот вовремя распознать токсичных сотрудников и свести их число к минимуму – очень даже.