Екатерина Савельева, основатель и руководитель арт-студии «Мастерская ЕС», рассказала об особенностях работы с подростками.
Работу с детьми важно выстраивать по возрастным группами, учитывая их особенности. А подростки — это один сплошной нюанс.
Эти ребята очень свободные. В общей картине — это плюс, но в плане обучения — минус. Они все такие независимые, бесстрашные, открытые, и поэтому их сложно направить в нужное, полезное русло. Они хотят заниматься только тем, что приносит удовольствие, приходят в студию расслабиться. Подростки в большинстве своем не думают о будущем, у них нет страха остаться без денег, нет желания и намерения работать. А значит, можно заниматься только тем, что приносит радость.
Всегда есть «но» — подростки с удовольствием увлекаются чем-то новеньким. Приведу пример. Обычно маслом пишут люди, которые уже закончили художественную школу, имеют какую-то базу. А в студии мы предлагаем эту технику раньше, и ребята с радостью ее осваивают. Так же происходит и с акварелью, и абстрактными штуками.
«Тяжелая артиллерия» по возрасту вроде академического рисунка — скучновата, но на помощь приходит нестандартный подход. Например, в моей студии преподают строение черепа с помощью абстракции. И через развлечение дети занимаются с бо́льшим удовольствием, нежели по классической схеме обучения.
Еще один нюанс — для подростков не существует возрастной грани. Если они хотят «послать» куда подальше, они с равным успехом это делают как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Как раз сегодня наблюдала картину. К ученику подходит мужчина и спрашивает: «А что это у тебя такое?». Ответ ему прилетает рыком сквозь зубы: «Не трогайте, пожалуйста». Это не грубость, не «посылание» — лишь четкое обозначение границ. Часто бывают случаи гораздо серьезнее. И мои преподаватели готовы взаимодействовать с такой «агрессивной структурой».
У подростков фантастическая способность обижаться и перегорать. С ними нужно обращаться, как с хрустальным яйцом — прежде чем что-то сказать, стоит сто раз подумать. А они, кстати, не думают — сразу рубят с плеча.
Отдельная тема — мотивация. Как ни странно, лучше всего подростки мотивируются деньгами, заработанными через творчество. А это не легко. Ребята готовы к трудностям и препятствиям, если знают, что в конце получат награду. В студии мы работаем в проектах, которые пригодятся в будущем, которые можно монетизировать.
Одно из популярных направлений — геймдизайн, который ведет моя выпускница. Другое — NFT. К нам ходит мальчик, который уже создает картины в этом формате. Третье направление — архитектурное. В компьютерных программах мы учимся создавать 3Д модели. Сейчас собираем макет дома — ребятам скучно, ведь это монотонная работа руками. Но она развивает моторику и масштабность, понятие размеров. А я мотивирую ребят деньгами, будущим и деньгами в будущем. Ещё они движимы работой на фрилансе — никаких вам кричащих начальников и строгого графика 5/2. Творчество хорошо тем, что это не обязательная, не глобальная работа. Оно может стать дополнительным источником дохода. А может — и основным, как в случае модельеров, театральных художников, гейм-дизайнеров, интерьерщиков.
Бывают «эксклюзивные» дети, которые ходят в студию, потому что им кайфово все изучать. Но таких мало, это лишь исключение из правила. Прочие бездельники их не любят — почему-то их раздражают ребята, которые сидят и честно работают.
Но знаете, что? Не всегда прилежные занятия сулят большой успех. Чтобы совершить нечто грандиозное, порой нужно пойти против системы, как это делают подростки. Послушные не открывают Америку.