Согласно исследованию Dsight, в первом полугодии 2024 года в РФ количество сделок по слиянию и поглощению выросло в 1,79 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На фоне относительно медленного восстановления венчурного рынка, запуск продуктов посредством M&A становится наиболее заметным направлением финансового взаимодействия корпоративных игроков с начинающими и развивающимися компаниями.
Тренд на слияние и поглощение активно поддерживается бигтехами, заинтересованными в приобретении технологических стартапов, с одной стороны, и бизнесом, создающим отраслевые ИИ-решения и актуальный для корпораций софт, с другой.
Говоря об M&A, как способе привлечения инвестиций, можно выделить как плюсы, так и минусы. Ключевые преимущества — это конечно же, ресурсы и опыт корпораций. Бигтех обеспечивает стабильную поддержку и финансирование, открывает новые возможности развития продукта под своим началом, а также участвует в совместной разработке дополнительных инструментов и фичей, вовлекая в процесс собственных сотрудников.
Весомый минус — он же «главный страх» стартапов — это риск полного поглощения, которое приводит к потере контроля над продуктом, уязвимости и тотальной зависимости в принятии решений от корпораций.
Можно ли в таком случае полагать, что продажа бигтеху — правильная и эффективная стратегия?
Задали этот вопрос Роману Кувычкину, заместителю руководителя Перспективных направлений в СКБ «Контур»:
«Когда стартап находится на ранних стадиях развития, доступ к инвестициям часто становится критическим фактором успеха. При этом, если мы смотрим на рынок РФ, в текущей экономической ситуации привлечь венчурные инвестиции стало очень непросто.
В то же время, сделки M&A позволяют быстро получить значительные финансовые ресурсы от крупных компаний, которые заинтересованы в приобретении инноваций или расширения своего портфеля продуктов. Для стартапа сделка со стратегом открывает возможность воспользоваться ресурсами и инфраструктурой крупной корпорации, а также получить быстрый доступ к клиентской базе крупного игрока. И это может значительно ускорить рост стартапа и повысить его конкурентоспособность на рынке.
Что лучше: получить деньги от «пассажира», которых стартапу хватит на полгода-год, или же принять на борт полноценного члена команды, который не только подстрахует материально, но и кратно повысит шансы стартапа на выживание?
Поэтому продажа стартапа или малого бизнеса через сделку M&A — это не просто способ привлечь финансирование, но и стратегия ускорения роста, минимизации рисков и улучшения конкурентоспособности».
Вопрос продажи малого бизнеса бигтеху станет одним из фокусов конференции eXit 2.0, которая пройдет 16 и 17 ноября в Москве и соберет M&A-сектор для горизонтальной коммуникации со стартапами и скейлапами.
В рамках конференции стартапы принимают активное участие в отраслевых менторских сессиях с экспертами рынка. На прошлой неделе на одной из таких сессий, посвященной M&A, Василий Кутсаков, руководитель направления по реализации проектов Альфа-Банка, объяснил, почему не стоит бояться «заморозки» проекта после покупки бигтехом:
«Корпорации — это стратегические инвесторы. У стратега нет цели «заморозить» новую бизнес-модель, поскольку при инвестировании он думает, прежде всего, о синергиях для своего основного бизнеса, в котором продукт или технология стартапа может быть комплементарным и создавать дополнительную стоимость для корпораций и их акционеров. Причем покупка стратегом несет синергии и для стартапов. Стратегический инвестор для стартапа — это ведь, чаще всего, про масштабирование и доступ к кратно большей клиентской базе. Естественно это должна быть win-win модель».