Многие эксперты полагали, что уход иностранных компаний из России носит временный характер и возвращение всех основных бизнес-конгломератов произойдёт в течение 4–6 месяцев, однако теперь складывается ощущение невозможности возвращения на отечественный рынок ушедших «игроков», как минимум в ближайшей перспективе.
Сейчас, по прошествии более чем девяти месяцев с начала специальной военной операции и частичной экономической блокады России уже можно дать некоторые взвешенные оценки последствий ухода иностранного бизнеса, а также определиться с вектором развития отечественного предпринимательского климата на ближайшие годы.
Уход многих компаний может быть безвозвратным
Прекращение предпринимательской деятельности в России для иностранных компаний стало крайне убыточным мероприятием, поскольку в условиях политической неопределенности, большинство корпораций, в попытке избежать радикальных мер, лишь приостанавливали деятельность, не разрывая арендных контрактов и договоров с контрагентами.
Таким образом, сегодня значительная часть «ушедших» из России компаний имеет существенную непогашенную кредиторскую задолженность перед российским поставщиками и арендаторами (наиболее ярким примером последних недель является «H&M»). При этом в настоящий момент нет сведений о намерении «головных офисов» погасить кредиторские требования.
«В этой связи уже сейчас инициировано множество арбитражных дел, которые, с большой долей вероятности, завершатся не в пользу покинувших РФ компаний.
Таким образом, даже в случае нормализации политической и экономической обстановки, перед иностранными корпорациями так или иначе встанет вопрос целесообразности возвращения на российский рынок, в условиях необходимости исполнения решений арбитражных судов на многомилионные суммы», – комментирует ситуацию Артём Ковбель, адвокат, заместитель председателя правления МКА «МАГНЕТАР».
Массовое банкротство отечественных предпринимателей
С учетом глобализации бизнес-процессов последних 20 лет, значительная часть предпринимательских отношений была построена на тесном взаимодействии с иностранными компаниями и их филиалами в России. Таким образом сегодня сложно представить крупный российский бизнес, существование которого не было бы подвязано на технике, it-решениях и даже услугах, закупаемых у иностранных поставщиков.
«В этой связи, вполне реальной видится перспектива череды банкротств российских компаний, которые, после ухода иностранных контрагентов с внутреннего рынка страны, не смогут в кротчайшие сроки найти подходящие аналоги.
Наиболее остро эта проблема стоит для владельцев торговых площадей (торговые центры и пр.), значительная часть прибыли которых формировалась за счет «сдачи в аренду» помещений для иностранных компаний, магазинов и др. С учетом того, насколько рынок крупного офлайн ритейла не гибок, возможность поиска новых арендаторов, готовых на заключение аналогичных контрактов, в ближайшей перспективе сводится к минимуму», – прогнозирует Александр Сакович, председатель правления МКА «МАГНЕТАР», адвокат, старший партнёр.
Перераспределение и изменение рынка
Уход иностранных корпораций открывает для отечественных предпринимателей, а также иностранных компаний, которые ранее не были представлены на российском горизонте, новые возможности.
«Так, если раньше идея конкуренции с европейскими и американскими конгломератами для малоизвестных компаний выглядела утопично, то теперь, с учетом значительного снижения плотности рынка, полагаю, что отечественный рынок будет перераспределен — на первый план выйдут локальные бренды, компании из ближнего Востока и Азии.
В этой связи и российский юридический бизнес начинает трансформацию, связанную в первую очередь с расширением перечня услуг по релокации корпораций, открытия филиалов и др. (и речь не только про уход бизнеса из РФ в иные юрисдикции, но и про содействие компаниям с ближнего востока и Азии во вступлении на российский рынок)», – говорит Артём Ковбель.
Таким образом, уход иностранного бизнеса из России безусловно сопровождает пул существенных проблем, порождающих невозможность последующего возвращения ряда компаний в Россию, банкротство предпринимателей и др. Однако, с другой стороны — открывает новые возможности, которые позволят ранее неизвестным предпринимателям и компаниям стать полноправными участниками high-market.