Закрытие границ, фактическое ограничение торговли с западными странами и санкции, вводимые против России – лишь малая доля факторов, прямо или косвенно влияющих на транспортную логистику в стране. Однако этот рынок довольно гибок, и говорить о том, что вся отрасль находится в кризисе, было бы не корректно. В условиях меняющейся экономики есть как негативные тенденции и риски, так и возможные точки роста.
Специалисты одного из крупнейших цифровых экспедиторов – компании «ОБОЗ», специализирующейся на автомобильных (FTL), контейнерных и железнодорожных перевозках, рассказали о происходящих изменениях.
Цены растут – влияет ли это на тарифы грузоперевозок
События последних недель приводят к росту цен на товары и услуги практически во всех отраслях. В транспортной логистике наиболее ощутимым становится увеличение стоимости запчастей, сервисного обслуживания грузового транспорта и самих ТС. Подобные изменения неизбежно ведут к росту себестоимости рейсов, соответственно, повышаются и цены для заказчиков грузоперевозок. А это, в свою очередь, может приводить к подорожанию поставляемой продукции, отражаясь на конечном потребителе.
Однако некоторым поставщикам транспортных услуг на данный момент удается сдерживать тарифы на перевозки на прежнем уровне. Поэтому их клиенты пока могут не пересматривать заложенные ранее на транспортную логистику бюджеты.
Сдерживание цен стало возможным, в том числе, благодаря появлению на рынке свободных перевозчиков, оставшихся без заказов от клиентов, ушедших с российского рынка. Возможность работать с большим количеством исполнителей, выбирая более выгодные условия, и позволяет сдерживать рост цен на грузоперевозки.
«В последние годы на рынке чувствовалась довольно острая нехватка перевозчиков. Многие работали с западными заказчиками, ушедшими с рынка за последние недели. Теперь исполнители могут полностью сосредоточиться на выполнении внутренних заказов, которых по-прежнему остается много. Снижение дефицита перевозчиков позволяет несколько стабилизировать ситуацию и снизить негативные влияние санкций на отрасль в целом», – считает генеральный директор компании «ОБОЗ» Максим Колчин.
Влияние санкций на логистические цепочки
Некоторые логистические компании теряют клиентов – тех заказчиков, которых приостанавливают свою деятельность на российском рынке из-за санкций. Усложняется ситуация с европейскими направлениями. Морские и авиаперевозки приостанавливаются, что приводит к возрастанию нагрузки на наземные маршруты.
Страдают и логистические цепочки, выстроенные со странами, которые не поддерживают санкции в отношении России. В том числе – с Китаем и Индией. Так, в последние недели в СМИ активно обсуждают риски для российской фармацевтики, которая получает более 75% всего импортного сырья именно из этих двух стран. Несмотря на то, что производители готовы отправлять грузы (и продолжают это делать), цепочка поставок нарушена. Во многом, из-за ухода из этой цепочки западных логистических компаний. В результате необходимо заново продумывать маршруты и привлекать к поставкам новых участников.
Новые возможности оптимизации грузоперевозок
В новых условиях заказчикам логистических услуг особенно важно оптимизировать свои затраты на грузоперевозки. И здесь представителям рынка транспортных услуг есть что предложить. Работу в этом направлении уже несколько лет активно ведут цифровые экспедиторы, предоставляющие современные технологические решения.
Так, ряд систем способны самостоятельно строить эффективную логистическую цепочку. Это касается даже случаев, когда речь идет о мультимодальных грузоперевозках.
Одной из уникальных возможностей стал онлайн-расчет стоимости перевозки. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране и «плавающих» цен заказчик может быстро узнать актуальные тарифы. Для оценки стоимости интеллектуальные алгоритмы обращаются к статистике рейсов и учитывают десятки параметров, среди которых сезонность, загруженность маршрута, количество точек погрузки и выгрузки и т.д. Онлайн-расчет позволяет заказчикам более эффективно планировать затраты на транспортную логистику.
Цифровыми экспедиторами активно внедряется система трекинга, делающая процесс перевозок безопаснее и прозрачнее. Заказчик может не просто оперативно получать информацию о движении груза и возможных задержках, но и определять их причины для дальнейшей оптимизации поставок.
Логистика на внутреннем рынке: что будет дальше
Несмотря на существующие трудности, в сфере транспортной логистики есть возможности снизить негативное воздействие санкций. Этому, в частности, способствует активное внедрение цифровых технологий, позволяющих повышать эффективность транспортной логистики.
Цифровизация и приходящие вместе с ней решения становятся еще актуальнее в условиях возрастающей нагрузки на автомобильные перевозки. Быстрая организация и контроль исполнения заказов позволяют качественно осуществлять поставки в заданные сроки. А значит, производители смогут своевременно поставлять продукцию конечному потребителю.