Виктория Вирта, руководитель портала профразвития «ЛИЦА», рассказала Glove о том, какие приоритеты ставят для себя молодые люди на рынке труда, и по каким критериям они выбирают работодателей.
Можно бесконечно рассуждать о комфортной среде и саморазвитии, но люди в любом возрасте и с любым опытом смотрят прежде всего на то, какой у них будет доход – покрывает ли он их потребности. А вот потребности могут быть разные: кому-то хватит и 20 тысяч рублей, а у кого-то в 21 год уже есть семья и даже дети, и им явно нужно больше.
Второе по значимости – развитие, но здесь общее только слово. Каждый понимает его по-своему: для кого-то это снова возможности расти по карьерной лестнице ради увеличения зарплаты, а для кого-то – это работа в конкретной области, в которой они видят перспективы для получения новых знаний – например, EdTech. Для разработчиков развитие – это работа со всё более современным стеком технологий.
А дальше идёт всё остальное – для тех, кто всё ещё хочет работать в офисе, несмотря на повальное увлечение удалёнкой, важно, например, наличие окон в офисе (иногда об этом даже пишут в сопроводительных письмах), время в пути на работу и количество людей в компании. И верно привлекательных для кандидатов «плюшек»: оплата онлайн-обучения, предоставление техники и, конечно, ДМС.
Наиболее популярные сферы среди студентов и выпускников
Безусловно, это IT и относительно новые профессии, которые манят высокими зарплатами на старте без опыта, например: QA-тестировщик, Data-saentist, Продуктовый аналитик и т. д. И, к сожалению, это иллюзия – на курсах молодым и не очень людям обещают зарплаты от 100 тыс., и все рекрутинговые ресурсы заполонены такими соискателями. Но работодателя не готовы платить высокие зарплаты даже в IT совсем без опыта работы. Стоит умерить свои аппетиты, прийти на стажировку или начать с минимального оклада, и при должных результатах, действительно, можно быстро вырасти в доходе.
Ещё одно направление – интернет-маркетинг. Тут, к сожалению, молодые люди попадают в сети инфобиза, проходят сомнительные курсы и начинают считать себя SMMщиками, таргетологами, трафикологами (не удивляйтесь, уже есть и такое слово), сторизмейкерами и т. д. Промышляют фрилансом, потому что крупные компании их не возьмут, а малый бизнес быстро разочаровывается при отсутствии результата. Если хочет развиваться в интернет-маркетинге, лучше получить базовое маркетинговое образование и найти обучение с возможность прохождения стажировки в реальной компании с наставниками.
По каким критериям молодежь выбирает работодателей
Критерии выбора работодателей простые: как давно компания на рынке, насколько известны и востребованы её продукты и услуги, какие есть перспективы роста как карьерного, так и в зарплате и, наконец, график работы. Очень многие хотят удалённый, в крайнем случае, гибридный формат.
Кстати, оформление по трудовому договору уже не так манит молодых соискателей, как прежде. Это связано и с возможностью на удалёнке совмещать работу в нескольких компаниях, заключив договор как с самозанятым, и увеличением количества предложений на российском рынке от зарубежным компаний, когда договор заключается с ней напрямую без российского юрлица, тем более с перспективой релокации.
Рынок труда для российской молодежи в целом
В России у молодых специалистов больше шансов найти работу, чем у людей за 40 и даже за 35 лет. Эйджизм – огромная проблема в нашей стране. По закону нельзя отказать соискателю по причине возраста, но по факту – большинство работодателей просто не рассматривают кандидатов старше определённого возраста.
Это очень страшно. Вполне дееспособные, здоровые, даже официально молодые по критериям ВОЗ, люди, с огромным опытом, могут быть отвергнуты работодателем до собеседования просто по возрастному цензу. Но то, что плохо для одних, открывает все двери как раз выпускникам. Тем более, если те успели подсуетиться и получить практический опыт ещё во время учёбы в вузе.