Ошибки – один из самых сильных эмоциональных вопросов. Еще с детства у нас появляется огромное количество самых разных стереотипов, связанных с этим термином. Главный момент – это отношение к ошибке. Ментор владельцев и первых лиц бизнеса Станислав Кузавов рассказывает о том, почему мы ошибаемся, и как правильно начальству реагировать на ошибки подчиненных.
Ошибки – это хорошо или плохо
Если задавать себе и другим людям вопрос о том, «что же такое для них ошибка», мы можем получить разные ответы. Однако многим ясно, что ошибка – это очень классный, интересный сигнал, и все зависит от того, как его считывать и интерпретировать. Для одних ошибка – это боль, проблема, неудача, провал. Для других – это сигнал о том, что важно поправить, где искать дефициты, которые позволят двигаться дальше.
Мы относимся к ошибкам по-разному, опираясь на свой опыт интерпретации ошибок, который накапливается годами и десятилетиями. Со школьной скамьи у нас формируется отношение к этой ошибке. Если человек привык не прятать ошибки, потому что за них наказывают и считают их плохими, а наоборот их показывать, демонстрировать, разбирать и из них извлекать для себя большие смыслы то, естественно, ошибка носит для него другой смысл.
Почему мы ошибаемся
Люди не могут не ошибаться, потому что, если они лезут куда-то в новизну, они рано или поздно будут где-то допускать ошибки. Почему люди ошибаются? Потому что начинают что-то пробовать, экспериментировать, делать что-то не так как раньше.
Кроме того, мы постоянно находимся в каком-то потоке самых разных изменений: внешних, государственных, политических, экономических, социальных, из-за которых рано или поздно наши привычки, наши отработанные какие-то уже для себя правила и принципы не срабатывают, и мы допускаем какую-то ошибку. Это не плохо и не хорошо, но может иметь для нас какие-то последствия.
Бизнес учится на ошибках. В том случае, если команда и компания умеют работать с ошибками, умеют разбирать их и извлекать оттуда для себя смыслы, то, естественно, она растёт быстрее. Ошибка – это изначальный потенциал для большого роста. С одной стороны, мы не можем не ошибаться, с другой стороны, ошибка – это такой сгусток будущей энергии, который можно отправить на реализацию.
Как правильно вести работу над ошибками
Работа с ошибками, естественно, зависит от тех же самых правил и стереотипов, созданных в обществе. Все начинается еще в детском возрасте с реакции родителей и воспитателей на то, когда ребёнок допускает какой-то сбой, ошибку или промах. От этой реакции зависит его внимание к определенным вещам. Есть дети, которые с самого детства учатся ошибки прятать, потому что понимают, что за ошибки их наказывают. Если бы за ошибки поощряли, то человек с удовольствием бы рассказывал о том, где он ошибся и какой опыт из этого извлек.
Главный тезис, который я когда-то услышал, что вопрос не в самой ошибке, а в том, что ты делаешь сразу после неё, как ты действуешь, извлекая опыт. Если ты споткнулся и упал, вопрос не в том, что ты упал, вопрос сколько ты останешься лежать на земле и какой ты для себя извлечёшь опыт, чтобы в следующий раз в такой же ситуации не упасть.
Как реагировать на ошибки подчиненных
Если рассматривать эту концепцию для работы с подчиненными, то здесь вопрос именно выбора тактики: как действовать. В менеджменте есть прекрасная, давно уже существующая версия инструмента, так называемый управленческий цикл. Он показывает, как, по идее, было бы нужно правильно работать в каждом отдельно взятом случае. Этот цикл называется PDCA и состоит из нескольких блоков: планирование, внедрение, контроль, анализ.
Он обязательно включает в себя анализ именно тех сбоев, ошибок или успешных моделей, которые привносят в следующий цикл какие-то изменения. Было бы очень важно, чтобы каждый руководитель им владел полноценно и глубоко, что позволило бы извлекать из ошибок максимальную выгоду для движения дальше.
Конечно же, у нас есть ожидания, которые тоже очень сильно влияют на наше отношение. Чем больше эти ожидания и желание конкретного результата, тем меньше мы хотим, чтобы где-то была допущена ошибка, ведь нам кажется, что мы все продумали. Но лучше стараться распределить силы таким образом, чтобы их максимум шел не на ожидание получения результата, а на ещё более глубокую проработку задачи, что действительно позволит приблизиться к результату и свести шансы на ошибку к минимуму.
Руководитель должен быть способен провести квалифицированный детальный разбор, чтобы помочь сотруднику понять, что он использовал и не использовал, мог ещё использовать, если бы у него была возможность начать сначала или поступить по-другому. Это привнесёт в его размышления намного более глубокую тему, чем эмоциональные переживания.
Многие люди в этом плане стараются быть хорошими, стараются не ошибаться, но мы точно понимаем, что, если человек не ошибается, то он, скорее всего, не рискует, не берет на себя большую ответственность, не идет в новизну, скорее всего, значит он повторяется и никаких изменений не привносит.
Можно порекомендовать использовать управленческий цикл и научиться профессионально делать разбор ошибок, при которых мы сохраняем, с одной стороны, механизм движения к цели, а с другой – эмоциональное состояние подчиненного, которого надо поддержать, даем ему понимание, что он может сделать что-то по-другому.
Что делать, если сотрудник постоянно ошибается и подводит команду
Как вести себя с сотрудниками, который часто ошибаются. Все зависит от того, КОГДА мы заметили, что человек постоянно ошибается. Если он ошибался до нас очень многое количество раз, и никто никак на это не реагировал, то он очень удивится, если появится реакция на его ошибки.
Вопрос всегда в реакции. Первое, что нужно начать делать, это реагировать на ошибки, причём реагировать именно с целью извлечения максимальной пользы и включенности максимального потенциала.
Есть и другой момент: мы прекрасно понимаем, что есть ситуации, в которых не сразу удаётся найти решение, а потому ошибок может быть очень много. Здесь вопрос в отношении самого человека: собирается ли он двигаться дальше, как он настроен, как он вовлечён, все зависит от того, каким мы его видим, сколько он отдается этому процессу, хватает ли ему опыта и компетенций. Руководству надо понимать, как можно поддержать сотрудника, не нужен ли ему перерыв, не теряет ли он ресурсное состояние, не находится ли в состоянии выгорания.
Есть очень много аспектов, которые влияют на сотрудника, и важно понять отношение человека перед тем, как делать какие-то умозаключения о причинах того, почему он ошибается. Если человек продолжает настойчиво искать, то руководству его нужно поддерживать, если он бросает все и эмоционально разворачивается в другую сторону, то задача начальника его остановить и попробовать переключить обратно. Если этот человек – явный саботажник, который всем своим видом и отношением показывает, что он не собирается меняться, то можно говорить о предупреждениях или даже прекращении сотрудничества.
Это может проясниться только в разговорах, в наблюдениях, а поэтому нужно быть рядом, видеть, как человек реагирует, когда он ошибается – пытается ли найти что-то или он бросает и поверхностно, посредственно относится к данным аспектам.
Разрешить ошибаться или держать сотрудников в страхе
Как правильно себя вести, чтобы не потерять авторитет или не упустить прибыль? Любой результат – это череда огромного количества проработанных ошибок. Когда мы идём покорять новую вершину, то этому всегда предшествует огромное количество проб, тестов, где есть ошибки – это нормально.
Запрещать людям ошибаться – это самое глупое, что можно придумать, потому мы не разговариваем о том, что нужно разрешить ошибаться, а просто нам нужно признать, что ошибки будут и ошибок будет много.
Я настаиваю на том, чтобы люди рисковали, чтобы они пробовали, экспериментировали. При этом, когда у них что-то не получается, чтобы они садились, останавливались и разбирали, что можно было сделать по-другому, как можно было поступить, чтобы при повторе сделать еще более качественный результат.
Внедрение процесса постоянного совершенствования своих шагов, своего мышления, своего взгляда даст свои плоды. Чем быстрее это технически будет внедрено в деятельность менеджмента компании, тем быстрее мы будем приходить к результату, не выгорая и, не теряя энергию. Нам не придется кого-то держать в страхе и запугивать.
Надо понять, что для каждого из нас ошибка означает. Нужно уяснить, что это не полный крах и провал, а возможный потенциал, и потому, встречаясь с ошибкой, надо просто ее спокойно разобрать. Такое отношение к ошибкам должно транслироваться внутри организации, внутри семьи, внутри каких-то обучающих или развивающих элементов, где есть возможность получить какую-то ошибку.