«Давай тебя пропиарим!», «Твоему бизнесу нужен пиар», «Да он просто пиарится за твой счет!». Мы часто слышим подобные фразы, но что же такое PR? Сделать его самому или доверить специалисту? И в чем его польза для бизнеса?
PR или Public Relations (связи с общественностью) — это управление потоками информации между организацией и общественностью. Цель PR — создание положительного образа организации в сознании потенциального потребителя, а также других заинтересованных сторон. Это классическое определение. Но мне нравится еще одно – оно проще, и его озвучила моя коллега Анна Белева, руководитель PR-департамента «Право требования»:
PR – это возможность для компании (и человека тоже) найти тех людей, которым эта компания очень нужна. PR-специалист делает этот путь быстрым, соединяя компанию с нужным ресурсом. По сути, такой человек – это ключ к СМИ, а значит, к доверию потенциальных клиентов.
PR-инструменты
По сути, ключевая функция – это распространение информации о вашей компании или о вас лично. Это могут быть новости, предложения, убедительные интервью…таким образом и личность, и бренд выражают себя в обществе. Освещение в СМИ является важной частью любой PR-кампании – через них пиарщик распространяет информацию о бренде, человеке или продукте. А значит, выстраивает отношения с потребителями и заинтересованными лицами – партнерами, инвесторами и будущими сотрудниками.
Почему PR – не реклама
Реклама, даже маскируясь под нативную, чаще всего продает «в лоб». И за неё нужно платить – бесплатной она не бывает. А вот за PR можно и не платить, если вы найдете специалиста с хорошими связями в СМИ или сами подготовите интересный материал, который не будет напрямую рекламировать вашу компанию или продукт.
Пример рекламы:
— «Купите курс массажа в нашем салоне!»
Пример PR-материала:
— «Как расслабиться после тяжелого дня? 5 советов от массажиста»
Сам посыл рекламы –– это прямой призыв к действию: купи, звони, пользуйся. Цель PR-материала – просто и полезно рассказать аудитории о бренде, продукте или личности без каких-либо призывов. Конечно, PR бывает и платный – даже опытный специалист не всегда может «зайти» на какой-нибудь ресурс бесплатно. Но, даже если вы заплатили, важно четко понимать разницу в подаче материала, её форме и виде. И реклама, и PR – это инструменты продвижения и служат главной цели бизнеса — получению прибыли и развитию. Если два этих инструмента будут действовать согласованно, получится эффективное продвижение.
С чего начать PR своего бизнеса или себя самого?
У вас есть несколько вариантов – выбор будет зависеть от бюджета, наличия у вас свободного времени и силы заинтересованности:
Нанять хорошегоpr-специалиста
Этот вариант – самый быстрый и эффективный. Вы экономите себе время, вам не нужно с нуля налаживать связи и «танцевать с бубнами» перед журналистами, чтобы ваш материал взяли. Не нужно даже писать что-то, ведь далеко не каждый это может. Этот вариант подойдет, если у вас стабильная компания или вы успешный специалист, который хочет дополнительно укрепить свою репутацию. Связано это с тем, что pr-специалиста может позволить не каждый – стоимость зависит от его связей, умения писать и договариваться.
Займитесь pr-продвижением сами
Это «игра в долгую», когда вы сами знакомитесь с сотрудниками разных СМИ, выясняете, какие темы их интересуют. Сами пишете, сами договариваетесь, сами строите отношения. Если ваши материалы понравятся журналистам, сможете давать им комментарии по подходящим темам. Вариант подходит малому бизнесу и частным специалистам, у которых пока нет возможности кому-то платить за pr-продвижение. Вам понадобится время – если уж начинать заниматься этим, то придется регулярно писать и поддерживать отношения со СМИ.
Помните о важном
Цель PR – это построение успешных и доверительных отношений между вами и обществом. Это искусство, и очень тонкое. Наймете вы pr-специалиста или решите заняться продвижением сами, держите в голове несколько важных пунктов. Если нарушить хотя бы один из них, продвижение может не просто пойти ко дну – помните, что из Интернета ничего нельзя удалить. Как бы мы этого иногда не хотели.
Поэтому, если решите заняться pr-продвижением (что лично я очень рекомендую вам сделать), помните:
Врать нельзя. Ни в коем случае. Если у вас нет производства, не надо говорить, что оно есть. Если вы не учились в Стэнфорде, не утверждайте обратного. О том, что вас смущает, лучше просто промолчать.
Нужно давать пользу. Будьте интересны и полезны – после прочтения материала люди должны захотеть обратиться к вам или купить что-то в вашей компании. Поэтому задавайте себе вопросы: «зачем эта статья?», «что я хочу сказать читателю?», «чем я могу помочь своему потенциальному клиенту?»
Не всю информацию можно публиковать. Если нанимаете pr-специалиста, объясните ему «на берегу», о чем ему лучше умолчать. Если вы – юридическая компания, не нужно публиковать примеры договоров, которые ваши сотрудники делают клиентам за баснословные деньги. Если вы – маркетолог, дайте людям пользу, но не открывайте все карты.
Журналистам не стоит надоедать. Они прекрасно знают, чего хотят от них и собственники бизнеса, и частные специалисты, и пиарщики. Поверьте, им ежедневно приходят сотни сообщений, где каждый просит опубликовать именно его. Поэтому максимально подстройтесь под журналиста – напишите статью в его стиле, дайте полезный комментарий. Сделайте все, чтобы облегчить его работу. За это вы получите хорошее отношение и регулярные публикации ваших материалов.
PR-продвижение – это мощный инструмент маркетинга. Именно с его помощью вы и формируете свой образ в глазах потенциальных клиентов – реклама здесь не идет даже в сравнение. Поэтому подключайте этот инструмент и используйте его с умом.