Предприниматель открывает свой первый магазин, и он становится успешным. Но пойти дальше никак не удаётся. Непонятно, что делать, чтобы такими же успешными стали и другие магазины. Александр Высоцкий, основатель Visotsky Consulting, рассказал о самых распространённых ошибках владельцев бизнеса, которые мешают масштабированию. И на что стоит обратить внимание, чтобы наконец расширить бизнес.
Отсутствие необходимых функций
Распространённая ситуация. У предпринимателя есть несколько киосков или магазин. Но многие владельцы подобных бизнесов попадают в ловушку: киоски работают успешно, но расшириться никак не получается. Причина в том, что для масштабирования не хватает колоссального количества функций.
Какие функции нужно закрывать
Например, в такой организации должна быть функция открытия и закрытия киосков, ведь у каждого есть свой срок жизни. Да, некоторые могут жить годами и даже десятилетиями, но ситуации бывают разными: не смогли продлить аренду, не получили разрешение на установку, или мимо киоска перестали ходить люди, стало выгоднее его убрать. Эта функция очень важна, если предприниматель хочет увеличить количество точек.
В компании должен быть маркетинг. Любой бизнес нужно рекламировать. Например, для мелкой розницы это может быть наружная реклама. Кто-то обязательно должен управлять ассортиментом. Работая в рознице, таким образом можно получить большую прибыль. Нужно, чтобы в компании был ответственный за персонал, ведь есть текучка. Для многих людей работа в киоске — временный вариант. Они не готовы задерживаться на всю жизнь, поэтому нужно осознавать, что нанимать и увольнять придётся много.
Неправильная точка зрения владельца
Фактически такой маленькой компании требуется полноценно закрывать все функции большой. И нужно её вырастить, создать полноценную компанию. Но с чем сталкиваются киосочники? У них три точки, в каждой по продавцу. Владелец сам выполняет функции маркетолога, занимается наймом, финансами и снабжением. Он сам и есть организация, а остальные — просто продавцы на точках.
И кажется, что всё идет хорошо, ведь благодаря работе трёх киосков он зарабатывает свои 250 тысяч рублей в месяц. Вау, как у бога за пазухой! Но, чтобы сделать сеть киосков, нужно нанять кучу людей и делегировать им обязанности. А ведь с ними нужно делить свой заработок! Да, в перспективе киоски принесут прибыль, но расстаться с деньгами нужно прямо сейчас. И это то, что останавливает многих владельцев от масштабирования.
Инвестиции в людей
Вообще предприниматели интересно устроены. Инвестиции в недвижимость кажутся им чем-то надёжным и стабильным, ведь этот дом теперь всегда будет их собственностью! Но идея инвестирования в создание команды, которая будет развивать бизнес и зарабатывать деньги, встречает совсем другую реакцию. А вдруг они все уйдут? А вдруг не получится? Но ведь с недвижимостью тоже может не получиться. Я вообще считаю, что скоро нас ждёт большой крах в этой области. И поэтому те, кто вкладывали в свой персонал и его прокачку, выиграют.
Ресурсы
Если вы хотите открыть 100 киосков, то вам нужно взять лист бумаги или электронную таблицу и всё посчитать: сколько людей вам для этого нужно, скольких вы будете постоянно нанимать и увольнять (ведь вы уже знаете средний срок работы в киоске). Также нужно рассчитать трудоёмкость и затраты на рекламу, бухгалтерское обслуживание и так далее.
Итог
Посчитайте, чтобы увидеть потребность в ресурсах, людях и деньгах. Вы должны нанять людей, дать им обязанности и заставить работать. Осознавайте, что это инвестиция, ведь, когда вы покупаете станок, вы сначала тратите деньги, и только через время он вам их приносит. Но нет 100%-ной гарантии, что вы его окупите. Так же и с созданием команды. Вы тратите деньги на зарплату, поддержание сотрудников, организацию рабочих мест. И если вы подойдёте к бизнесу правильно, то сотрудники заработают вам кучу денег, если нет, можете всё потерять.
Именно поэтому многих предпринимателей пугает необходимость нанимать людей, ведь их личный доход упадёт в первое время. Более того, возможно, придётся даже занять деньги на зарплаты. Но по-другому масштабный бизнес не создаётся. Только это изменение в мышлении может дать предпринимателю результат.