Кто именно должен принимать финансовые решения, чтобы деньги компании использовались наиболее эффективно? Бытует мнение о том, что делать это должен высший руководитель, ведь он несёт ответственность за компанию в целом. Но на мой взгляд, такой подход не является правильным.
Я убеждён, что руководители подразделений должны принимать непосредственное участие в управлении финансами, ведь благодаря их работе происходит значительный вклад в развитие компании, она становится успешной. Но для начала разберёмся, чем, по сути, являются деньги, и почему точка зрения о том, что они — цель бизнеса, ошибочна.
Зачем нужны деньги
Изначально существовал натуральный обмен, которые предполагал обмен одного товара (услуги) на другой. Затем, когда происходил переход к экономической системе, средством обмена стали драгоценные металлы (дольше всех задержалось золото). В то время инфляции попросту не было.
Однако работать с такими деньгами было неудобно, им на смену пришли бумажные деньги и ценные бумаги. Чтобы регулировать их, было решено применить золотой стандарт, то есть бумаги можно было обменять на золото. И хотя он был отменён, такие деньги стали основным видом обмена.
Инфляция появилась, когда правительства получили свободу в печатании денег. Но обратите внимание, чем больше люди уверены в благоразумии представителей власти, тем больше укрепляется валюта. А если уверенности в том, что завтра за неё мы сможем что-то купить, нет, то бежим в обмен валют.
Пока мы можем что-то купить на деньги — они ценны.
Деньги — не цель бизнеса
Как видите, деньги — всего лишь эквивалент ресурсов, необходимых компании для нормального функционирования. Но они — не цель бизнеса. Такую точку зрения можно услышать только от того человека, который не понимает природу денег в принципе.
Я бы сравнил деньги с энергией, которая необходима для обеспечения деятельности компании. Конечно, чем их больше, тем больше хороших ресурсов можно получить: сотрудники, оборудование, реклама и так далее. А система управления финансами поможет реализовать все ваши идеи.
Принятие решений
Возникает вопрос: «Не лучше ли, если ресурсами компании будет распоряжаться не директор, а тот, кто непосредственно их использует?» Ведь завхоз точно лучше руководителя знает, как починить стул, не потратив на это много времени и денег. Руководитель не может обладать знаниями во всех областях или выделить время на подробное изучение вопроса из-за своей загруженности. Если он будет принимать все решения самостоятельно, то часто будет выбирать неэффективные варианты и тратить деньги зря.
Кроме того, в компаниях много различных департаментов. Всем им постоянно требуются ресурсы, и попытка высшего руководителя управлять всем этим вручную приведет к провалу.
Ответственность руководителей
Человек должен быть уверен, что он — причина всего происходящего. А вот если есть четкое ощущение, что принимает решения кто-то другой, а он — всего лишь винтик, то ни о какой ответственности не может быть и речи.
Например, бывает такое, что сотрудник всё подготовил и согласовал, а руководитель принял волевое решение и изменил план его работы. Ответственный сотрудник всеми силами попытается выяснить причину такого решения, и если причина действительно стоящая, то в будущем будет её учитывать. А безответственный же будет разводить руками, ссылаясь на то, что начальник всегда прав. И в очередной раз сделает вывод, что он не может ни на что повлиять.
Если вы вовлечете руководителей в принятие финансовых решений, то сможете не только более рационально распределять деньги, но и поднимите уровень их ответственности.
Правильный подход
Однако не позволяйте, чтобы знания руководителей о финансах компании ограничивались исключительно валовым доходом. А о нём, как правило, чаще всего и говорят. Но руководители не смогут принимать объективные решения, не зная о необходимых расходах.
Идеальная картина — руководители знают размер не только валового дохода, но и необходимых расходов, ведь они принимают участие в распределении дохода всей компании. Таким образом, они станут более ответственными к финансовым вопросам. Эта система позволит использовать деньги более эффективно, а директор перестанет управлять всем вручную.
Заключение
Слаженная работа команды — ключ к успеху всей компании. Нужно, чтобы у всех сотрудников был доступ к ресурсам, в том числе и денежным. Чем больше возможностей у сотрудника, тем более разумным будет его подход к финансам компании.
Задача руководителя — не пускать всё на самотёк, а установить приоритеты, которые смогут сделать траты более рациональными, обеспечить жёсткий контроль и безопасность. Финансовый менеджмент — сложная система, и нет волшебной таблетки, способной решить все проблемы. Однако участие сотрудников в управлении деньгами — важная её составляющая.
Обсуждение закрыто.