Большинство компаний размещают вакансии на популярных сайтах по поиску работы. Но всегда есть риск. А вдруг под видом нового сотрудника скрывается преступник или засланный казачок от конкурентов? Давайте разберёмся, как исключить промышленный шпионаж, кражу интеллектуальной собственности и базы клиентов.
Для меня этот вопрос — далеко не теория. Несмотря на то, что «Visotsky Consulting» — международная компания с чёткими регламентами по найму сотрудников, протоколами безопасности, мы не раз совершали ошибки. И, чтобы справиться со всеми последствиями, судебными издержками, мы потратили даже не десятки тысяч долларов, а сотни. Это обошлось компании очень дорого, поэтому рекомендации основаны на личной боли.
Снимите розовые очки
Первый шаг — признать, что эта проблема действительно существует. Есть люди, которые изначально приходят, чтобы украсть базу данных, информацию. Это правда жизни. Большое количество утечек коммерческой информации происходит из-за таких сотрудников. Засланные казачки от конкурентов встречаются намного реже, но и такое не исключено.
Тестовая неделя: зачем она нужна
Для того чтобы противостоять этому явлению, компания должна быть защищена. В случае с наймом сотрудников такой защитой выступает правильный испытательный срок. Некоторые считают мою позицию несколько радикальной, но я уверен, что только под нагрузкой новичок покажет не только свои профессиональные, но и личные качества, настоящие намерения.
Этот этап мы называем условно тестовой неделей. Он длится всего несколько дней. Конечно, сотруднику он оплачивается. И параллельно в службе персонала идёт большая работа, о которой новичку неизвестно. О нём собирают сведения.
Прежде всего это общедоступные данные. В русскоговорящих странах это всевозможные данные исполнительных служб, открытых судебных дел и так далее. В Соединённых Штатах всё гораздо проще. Я проверял даже кандидаток на должность своей домработницы.
Итак, во время тестовой недели нужно:
- загрузить человека работой, чтобы проверить его результативность;
- параллельно отыскивать сведения о новичке.
Обратите внимание, что выяснять данные о новом сотруднике до испытательного срока не нужно. Процесс может затянуться, а лучшие кандидаты быстро находят работу, поэтому нужно выводить их на тестовую неделю немедленно. Проверяйте параллельно.
Что проверять
Для начала нужно проверить в базах, соответствует ли информация, сказанная кандидатом на интервью, действительности. Например, одна из кандидаток на должность моей домработницы тактично умолчала о причине переезда из штата Монтана в штат Флорида. А оказалось, что у неё было два ареста.
Предыдущие места работы
Примите точку зрения, что, узнавая о местах работы, вы не проверяете экспертные качества и результативность кандидата. Вы можете узнать только, правду ли он сказал. Возможно, на предыдущем месте работы его будут покрывать или захотят подложить вам свинью, выдав лентяя за дракона продуктивности. Или, наоборот, кандидат с кем-то поссорился, и его незаслуженно поливают грязью.
Необходимо подтвердить, действительно ли такой человек работал в компании, если да, то сколько и на какой должности. Сделать это можно любым способом (вплоть до общения с его экс-коллегой в кафе).
Мой опыт
В компании был случай, когда мы наняли человека, и у нас стали пропадать вещи. Это было задолго до того, как у нас появились протоколы найма, поэтому мы спохватились и прозвонили прошлые места работы недавно пришедшего сотрудника. Оказалось, там была та же история. Да, его не поймали за руку, но, как только он уволился, вещи перестали пропадать.
Также я никогда в жизни не возьму на работу человека, который угрожал компании уже после увольнения. Даже если причины объективные, предпочту того, кто просто заберёт расчёт и хлопнет дверью.
Личные качества
Также нужно учитывать то, что криминал — это определённый склад ума. Такие люди не очень позитивны, скрытны и необщительны. Часто это пофигисты или язвительные шутники, поэтому во время тестовой недели обращайте внимание и на это.
Если видите какие-то тревожные признаки, не ждите, что это пройдёт само собой. Возможно, ваш специалист по найму ошибся и проверил что-то не так тщательно. Они ведь тоже люди и не защищены от досадных промахов. Поэтому всегда будьте начеку и прислушивайтесь к своим ощущениям.
Вывод
Мы всегда проверяем сотрудников тщательно. Если что-то кажется запутанным или странным, сотрудничество с ними не начинаем.
Я перечислил всего два шага. Но это отнюдь не так легко! На сбор и проверку сведений требуется много времени и ресурсов. Чтобы проверить одного сотрудника, нужны часы. Но в обратном случае последствия будут гораздо хуже. Представьте, если вашу базу сольют и выбросят на рынок. Или проработает некоторое время, а потом, собрав сведения, задумает подать в суд. Это обойдётся компании гораздо дороже, чем работа службы персонала.