Анастасия Богодист, главный редактор Glove, поговорила с Анной Даниловой, старшим преподавателем МГУ, кандидатом филологических наук, автором курса Playing English и многодетной мамой. Анна рассказала про себя и про свои проекты, и про самые непростые случаи в работе с детьми, где они показывали отличные результаты.
— Анна, вы преподаватель, кандидат филологических наук, журналист, редактор, основатель школы, блогер, фотограф, мама 5 детей… Как вы всё успеваете и как вам удаётся совмещать все эти роли?
— Практически каждая женщина совмещает очень много ролей, и в этом смысле работающей маме одного, двух, пятерых детей одинаково непросто.
Я была одинокой мамой одного ребёнка, похоронила своего первого мужа в шесть месяцев нашей дочки, три года воспитывала её одна, работая по ночам. Вот это был действительно очень сложный период несмотря на то, что у меня был «всего один», как часто говорят, ребёнок.
Мы с мужем оба очень включены в процесс. Дети у нас не ходят в детский сад, но у нас есть няня. А я получаю огромное удовольствие от смены видов деятельности. Вот у меня встреча, интервью, рабочий проект, вот я веду вебинар. Потом я иду к детям, читаю им, играю с ними, занимаюсь, веду на занятия. Пока жду их с тренировки — снова работаю. И это дает мне большие силы и ресурс, хотя, разумеется, я устаю физически. Точно также сам процесс обучения своего ребёнка дает огромное чувство ресурса. Ты видишь, как маленькими шагами и крохотными занятиями ты можешь ребёнку дать действительно очень много. И даже когда все дети уже спят, мы с мужем часто подолгу сидим на кухне, пьем чай и говорим про детей.
— А ко всем ли направлениям у вас одинаковый интерес? Или к чему-то он более выражен?
— Мне очень важна деятельность, которая даёт результат. В этом смысле быть преподавателем потрясающе здорово: ты провел занятия, ты видишь конкретный результат, ты видишь, что твои ученики чему-то новому научились.
И мне очень важно говорить об этом с родителями, потому что воспитание ребёнка — это такой процесс, в котором ты часто не видишь быстрого результата. Даже наоборот. Ты вкладываешь в малыша все силы, время, ресурсы, а он капризничает, с ревом уходит из песочницы, ложится на пол, на тебя все косо озираются и сквозь зубы цедят, что, наверное, этому ребёнок научился дома. И получается, что ты вкладываешь очень много, а этот экзамен перед обществом и перед самой собой ты не выдерживаешь. А кто придумал этот экзамен-то?
Поэтому я очень люблю своих детей учить и развивать. Когда ты с ними открываешь мир: учишь язык, осваиваешь математику, обсуждаешь какие-то законы природы, — это измеримый результат, он тебе виден. И он дает очень классное чувство ощутимого достижения.
— Расскажите про вашу школу английского языка? Почему вы решили её открыть? Как все проходило?
— Родители часто меня спрашивали о том, как можно в игре давать детям английский язык. У меня был довольно сложный собственный опыт: мама с рождения учила французскому языку, ненавидела занятия, ненавидела французский. Когда я выросла, я была благодарна маме за то, что у меня есть свободный французский. Но я с самого начала хотела сделать по-другому для своих детей, придумывала классные игры, в которых можно буквально за 5 минут проходить английский в весёлой игре.
Однажды мы с моей дочкой Наташей, которой тогда было 5 лет, записали на видео наши игры и собрали из них курс для родителей, чтобы и другие могли делать так же.
И вот тогда мне стали писать в огромном количестве письма о том, как тяжело идёт язык у ребёнка, как трудно в школе, когда постоянные диктанты; как ребёнок не может научиться читать по-английски, запомнить, какой слог открытый, какой закрытый.
До сих пор помню первые дни того курса. У нас только родились близнецы, я вела вебинар, а муж уходил с коляской в парк на два часа, и мы все думали, хватит ли мне двух часов для занятия…
Я всё делала по просьбам родителей. Они переживали о чтении — я делала удобный курс про чтение на английском, они просили подсказать хорошего преподавателя — я стала звать своих замечательных коллег для того, чтобы дети могли заниматься с очевидным результатом. Так из маленького курса, записанного по просьбам родителей, вырос очень большой проект, который действительно изменил жизнь многих семей, сегодня мы об этом можем говорить уверенно.
Для меня сейчас самое важное, чтобы для наших детей английский язык был бы не областью слез, зубрежки, страданий, усилий, чего-то такого, где нужны выдающиеся способности, где очень много непонятных тем и слепых зон.
Я умею и знаю, как сделать так, чтобы язык был для ребёнка и взрослого местом радости, силы, успеха. Чтобы ребёнок уже в первом и втором классе мог осознать, что у него есть такой сложившиеся навык, что он хорошо говорит на английском.
Мой средний сын Андрюша не любил английский язык, мы занимались с ним буквально по 1 минуте в день. Но даже с такими занятиями сейчас к шести годам он стал довольно свободно говорить на английском, с удовольствием смотрит мультфильмы, общается с англичанами. И у него есть такая важная область уверенности. Он знает, что хорошо владеет английским.
— На вашем сайте написано: вы «верите, что научить можно любого ребёнка». Откуда эта вера? Опыт или психология, или методика?
— Это знание и профессиональный опыт — и мой, и современного образования. Сегодня мы знаем абсолютно твёрдо: чтобы научить ребёнка английскому языку не нужно никаких особых способностей. Что научить можно любого ребёнка. У детей разная память, разная усидчивость, разная скорость восприятия, но это совершенно ничего не значит. Говорить на языке может абсолютно каждый.
Знаете, это очень похоже на вождение автомобиля. Есть люди, которые получают от вождения огромное удовольствие, им очень хорошо за рулём, а в минуту стресса они садятся в машину и едут наматывать круги по городу. А есть люди, которым вождение автомобиля не доставляет никакого удовольствия, но они прекрасно справляются с тем, чтобы возить на работу и по делам себя и своих детей. Для них это просто навык, который облегчает жизнь.
И вот точно также с языком. Один будет блестящим специалистом и сможет говорить почти без акцента, а другой будет знать меньше сложных выражений и иногда путаться в глагольных формах, но с задачей уверенно общаться на языке по работе или на отдыхе справится.
— В вашей школе довольно приятные цены на курс по сравнению с другими школами. Почему так? Ведь спрос есть….
— У нашей школы нет коммерческих задач и нет цели в конце года показать огромную прибыль. Главное — чтобы была возможность заниматься у действительно хороших преподавателей. И мы очень много работаем над тем, чтобы для преподавателей у нас были прекрасные условия, чтобы мы могли собирать в свою команду настоящих профессионалов. Это сложная часть нашей работы, и у нас сейчас спрос действительно сильно превышает предложение. Но мы работаем над тем, чтобы наш коллектив отличных педагогов рос, и чтобы всем было хорошо.
— Мне кажется, стандартная позиция любого взрослого: «Как вырастит ребёнок, то сам выучит английский». Аудитория ваших курсов тоже так думает? Как вы убеждаете родителей, что это неверно и вредно?
— Да, ещё часто говорят «припрёт его, тогда и выучит». Припирает, кстати, стабильно, раз в несколько лет, и в состоянии стресса и кризиса надо не лихорадочно стараться перестроиться и срочно искать, где учить язык, а использовать те навыки, которые уже есть.
Я 20 лет преподаю английский язык взрослым. Я очень хорошо вижу этих взрослых, которые вынуждены учить иностранный язык, жонглируя работой, своими маленькими детьми, трудным семейным бюджетом. Они вынуждены заниматься либо до работы, в 7 или 8 утра, либо после работы, когда они уже выжаты за весь день как лимон, им трудно находить деньги из семейного бюджета, потому что у них часто маленькие дети.
Они не могут заниматься по самым эффективным программам, так как часто у них есть возможность оплатить только недорогой пакет, включающий одно или два занятия в неделю, они не могут взять интенсив, на котором можно было бы перейти на следующий уровень довольно быстро, у них не очень большие зарплаты, потому что для повышения им как раз очень нужен язык.
И абсолютно все они очень жалеют о том, что у них не было возможности хорошо учить язык, пока они учились в школе, пока была лучше память, больше свободного времени. Они уже прошли довольно сложный путь, многие из них не поступили в те вузы, в которые хотели, потому что у них не было языка. Они вынуждены пролистывать классные вакансии, которые требуют свободного владения языком. Ни от одного человека я не услышала ещё «как хорошо, что я не учил нормально английский в детстве, сейчас мне его учить намного легче».
— В чём особенность ваших курсов или методики? Смотришь на ваших детишек в соцсетях: им прямо нравится учить язык.
— Главный принцип изучения языка – нам должен нравиться процесс. Наверное, вы никогда сами себе не скажете: вот сейчас я приду домой после трудного рабочего дня, возьму учебник грамматики, и сделаю от души пять — шесть страниц упражнений. А если я скажу так: сейчас приду домой, заварю себе вкусный чай и включу новые серии любимого сериала на английском?
Когда ребёнок занимается по 10-15-20 минут в игре, когда у него интересные задания, много двигательной активности, интересные тексты и классные мультфильмы, и когда всё это выстроено правильно и результативно, ребёнку нравится заниматься языком. Конечно, бывают разные случаи. И я сама со средним ребёнком прошла абсолютно все стадии протеста против английского. Я занималась с ним по одной минуте, мы играли в какие-то очень быстрые игры, но я знала, протест уйдёт, английский останется. Я очень благодарна ему за этот протест, потому что я придумала тогда столько лайфхаков и решений для детей, которые не хотят учить язык!
— Как вы думаете, почему в школах такой низкий уровень преподавания английского?
— Уровень разный. Есть прекрасные преподаватели, их много. Но, к сожалению, школа пропускает первый базовый уровень изучения английского языка. Пропускается уровень первой базовой коммуникации, с детьми ещё не попробовали поговорить на английском, они не научились называть своё имя, немного описывать мир вокруг себя, но сразу начинают вводить чтение, причём чтение очень сложных слов. Window и yacht на первых страницах учебника для второго класса. А носители начинают учиться читать со слов pat — sat — cat — pot — top. Потом на это накладываются бесконечные диктанты, и ребёнок просто не в состоянии запомнить все слова диктанта, он погружается в бесконечное море зубрежки.
Я очень надеюсь на то, что ситуация однажды изменится. Это сделать на самом деле не очень сложно. Я сама очень бы хотела в обычной государственной школе взять бесплатно один второй класс, и показать, как на самом деле можно выучить детей за два — три урока в неделю. Надеюсь, однажды моя мечта осуществится.
— Какие бы вредные советы вы дали родителям?
— Самые вредные советы родителям и мифы — это, к сожалению, самые частые советы про изучение языка.
- Не начинайте слишком рано, успеет еще намучиться.
- Сначала пусть полноценно освоит русский язык, а потом уже можно думать про английский.
- Занятия должны быть не весёлыми играми, а нормально, серьёзно, чтение и перевод, с чувством, с толком, с расстановкой.
- Если родитель будет заниматься с ребёнком сам, он может ему испортить произношение.
- Своего ребёнка учить языку нельзя.
- Чтобы выучить хорошо слово, нужно прописать его 15 раз в тетради.
- Мы как-то без языка прожили, и они выучат, если припрет.
- Когда они вырастут, будет или кругом китайский или чипы-переводчики в ухе.
- Плохо запоминает слова, значит, плохие способности.
— Вы много говорите не только про английский, но и в целом про развитие речи у ребенка. Почему это важно? И как родитель может помочь ребенку красиво заговорить?
— Все специалисты, которые сегодня работает с детьми, обращают внимание на то, как плохо развита речь у детей, как трудно детям уверенно говорить перед аудиторией. И это совсем не про то, что ребёнок часами болтает и рот не закрывается. Хорошая речь — это в том числе про умение вовремя сделать паузу и послушать своего собеседника.
У детей с развитой речью на родном языке намного лучше академические успехи, они умеют производить хорошее первое впечатление, им проще справляться с программой и намного проще во взрослой жизни. Потому что дети, которые хорошо говорят, любят выступать и говорить, выступают чаще, а значит, выступают все лучше.
А дети, которых не учат выступать и говорить публично, которые не развивают речь, испытывают большие трудности перед тем, чтобы сделать презентацию или о чем-то рассказать перед классом, избегают выступлений и не получают того навыка, который потом бы был с ними навсегда во взрослой жизни.
Я очень люблю развивать речь детей в небольших речевых играх. Придумываю и собираю такие игры постоянно, учу этим играм других родителей.
Одна из самых любимых наших игр — рассказать сказку, вплетая в её сюжет какие-то современные предметы. Например, можно вместе рассказать сказку про Бабу-Ягу или Кощея бессмертного и добавить туда разговор по телефону, обследование в больнице, робот-пылесос и микроволновку. Когда начинаешь с детьми в начальной школе рассказывать такие сказки, остановиться просто невозможно. Но за таким смешным заданием, на самом деле, ребёнок незаметно учится полноценному интересному рассказу.
— Дайте буквально три практических совета родителю и нашим читателям, как мотивировать ребенка заниматься языками или речью.
— Очень важно с ребёнком разговаривать. Рассказывать ему про вашу жизнь, про ваше детство, сегодня очень мало с детьми подолгу говорим и им рассказываем. Я проводила как-то опрос своих подписчиков о самых памятных моментах детства. И практически все сказали о том, что лучше всего помнят те моменты, когда они ходили куда-то с родителями или бабушками и просто подолгу разговаривали и слушали друг друга.
Если ваш ребёнок стонет от занятий языком, то проблема не в ребёнке, проблема в том, как организовано занятие. Это не значит, что нам придётся его развлекать до пенсии. В языке очень важен именно игровой вход, на первом уровне изучения очень важно, чтобы было интересно. А потом дети смогут уже сами смотреть мультфильмы, фильмы на языке, понимать песни, читать интересные книжки, и тогда игрового подхода станет меньше. Но обязательно нужно заходить через то, что ребёнку нравится.
И никогда не надо слушать тех людей, которые что-то говорят про неспособности у детей. Если какой-то педагог сказал вам, что ребёнок не способен к языку, то значит, он так охарактеризовал себя. Он не способен научить. Это надо очень хорошо всегда понимать каждому родителю.