Тамерлан Джиджоев поговорил с Юлией Железняк, актрисой и основателем школы актёрского мастерства «Территория Свободного Творчества». Юлия рассказала о себе и о том, возможно ли жить, а не существовать, чувствовать себя счастливым в условиях вечного соревнования и социальных рамок.
— У вас много достижений, вы играете в театре, снимаетесь в кино и сериалах. Считаете ли вы себя успешной и что такое успех для вас?
— Для меня успех — заниматься делом, которое искренне любишь. Работой, которая приносит удовольствие и радость, дает возможность бесконечно развиваться и при этом зарабатывать. Поэтому себя я, конечно, считаю успешным человеком.
— Юлия, у вас есть фраза — «Когда мы не выражаем в мир то, чем одарены, мы живём в дефиците. А нужно жить в роскоши». Что для вас роскошь?
— Жить в роскоши значит постоянно развиваться, окружать себя людьми, которые стимулируют твой рост. Расширяться как личность, узнавать что-то новое, путешествовать, вкусно есть…
Чтобы вся твоя жизнь была наполнена любовью — к тому, что ты делаешь, и к окружающим тебя людям. Жить в роскоши — быть в ладу с собой!
— А что такое одарённость, все ли люди одарены талантами?
— Да, я считаю, что все люди талантливы. Вопрос в том, что они с этим делают и насколько социальные рамки не позволяют этому раскрыться. Зачастую именно общество или родители не позволяли нашим талантам проявляться в полной мере. Поэтому, идя по пути социальной адаптации, человек начинает потихоньку приспосабливаться, а его талант угасает.
Я мечтаю, чтобы каждый почувствовал в себе эту силу, харизму, энергию и увидел свой дар. Это возможно, в том числе, благодаря актерским упражнениям, поскольку они направлены на то, чтобы лучше узнать себя. Вовсе не обязательно потом становиться актерами. Но, открывая в себе творческие каналы, человек может применить все это в любой сфере своей жизни.
Забывать про свой талант и не развивать его — это большое преступление.
— Я смотрю на актёров, они такие уверенные, без зажимов в теле и голосе, раскрепощённые, не боятся проявляться миру и заполнять собой пространство. В чём секрет, это так актёрское мастерство работает?
— Ну вот представьте: в театральном институте вас в течение 4-х лет разворачивают в направлении к самому себе. Вас творчески и эмоционально раскачивают, учат осознавать свои чувства, пробуждать внутреннюю энергию. Мой любимый мастер Игорь Николаевич Ясулович говорил, что актерская профессия – это человековедение. Изучая себя и эмоции других людей, их поступки, ты автоматически «расширяешься», становишься больше. Ты присваиваешь себе качества разных персонажей, которых играешь.
Актер бесконечно находится в этом тренинге, внутреннем и внешнем. Он много читает, развивает гибкость эмоциональную и физическую — нужно быть сильным и пластичным, чтобы исполнять совершенно разные роли. Все это позволяет проявляться и раскрепощаться, быть артисту тем, кто он есть.
— А как получилось, что вы решили выбрать актерскую профессию?
— Я не решала выбрать актерскую профессию – она выбрала меня сама. Я с самого раннего детства была гуманитарием, увлекалась танцами, музыкой, всегда была ярким участником утренников, мероприятий. В 16 лет я попала в любительский народный театр, куда ездила почти каждый вечер, хотя он был в другом городе. Попала в руки потрясающих режиссеров — Игоря Александровича и Людмилы Георгиевны Мушкатиных. Там и укрепилось мое желание быть актрисой.
Я проучилась в этом театре 4 года, и это во многом похоже на то, что мы делаем сейчас на актерских курсах. Отчасти я продолжаю эту историю, и мне это очень приятно.
Ну, а дальше я приехала в Москву и поступила во ВГИК. И понеслась!
— Юлия, как актёрское мастерство помогает улучшить качество жизни и помогает ли?
— Безусловно, помогает. Такова обратная связь, которую я получаю от своих учеников. Это абсолютно разные люди — доктора, предприниматели, домохозяйки, бизнесмены, психологи, скалолазы… И все они приходят за тем, чтобы проявлять себя.
Актерское мастерство помогает обнаружить в себе творческий потенциал и много нерастраченной энергии. Учит лучше и качественнее взаимодействовать, работать, находить друзей. У людей появляется интерес к жизни, они обретают множество навыков, становятся увереннее, харизматичнее, ярче. Кроме того, поднимается огромный энергетический ресурс, который приносит силы и радость. Это особенно важно, когда живешь в мегаполисе.
И я, и моя команда, и ученики — все убеждены, что актерское мастерство меняет жизнь к лучшему и может спокойно встать в один ряд с психотерапией.
— Проблема закомплексованности и неуверенности очень актуальна. Сложно быть собой и проявляться. Вместо этого мы стараемся просто не «высовываться». По вашему мнению, почему мы выбираем именно такой путь?
— Потому что мы боимся быть отверженными. Боимся, что нас не примут, о нас «что-то не то» подумают, сделают про нас какой-то вывод. Конечно же, ноги растут из детства. Когда ты становишься на стульчик, чтобы прочитать стихотворение, а воспитатель говорит: «Не надо! Ты это делаешь плохо. Не высовывайся». Или когда ты хочешь петь, а тебе говорят: «Ты плохо поешь». Это происходит раз за разом, и ты понимаешь: «Ок. Здесь это не надо. Здесь меня за это поругают. Здесь это не принято». Как следствие, у тебя вырабатывается паттерн такого поведения: лучше не высовываться, чтобы на меня никто не смотрел. При этом желание высовываться, безусловно, есть.
Но страх порицания сравним со страхом смерти. Поэтому люди предпочитают оставаться в тени. Тело этого не прощает и выдает в ответ огромное количество болей и зажимов.
— Вы являетесь основателем школы актёрского мастерства «Территория Свободного Творчества». Расскажите про школу и ваших учеников. В чём уникальность вашей школы?
— Несколько лет назад я начала вести актерские курсы. Люди занимались полгода, выступали на сцене, а потом приходили ко мне и просили продолжения. Так появилась идея создать пространство для людей, которые «инфицированы» геном игры, геном творчества и хотят что-то делать с этим дальше.
Проект стартовал 17 сентября 2023 года. Мы запустили несколько лабораторий (курсов), тщательно подобрали педагогов. Это моя большая честь и гордость: за многолетний актерский опыт я подобрала в свой круг самых лучших профессионалов. Таких, каких больше нигде нет. Таких, которые любят людей, заражают своей энергией, способны вдохновить и сложные вещи подать настолько просто, что человек загорится этим.
Конечно, я бы не смогла создать всё одна: у меня потрясающая команда. И человек, с которым мы основали школу, — это моя ученица. Уникальность школы как раз в нашем тандеме. Аня знает на клеточном уровне, как актерское мастерство меняет систему ценностей и мироощущение. Настолько, что она ушла со своей крутой высокооплачиваемой должности и начала заниматься школой. Она отлично понимает, как актерское мастерство внедряется в повседневную жизнь, в работу и бизнес. Я же смотрю на это больше через творческое преломление.
Хочу отметить свою команду, которая работает в проекте. Бóльшая её часть — мои ученики, которые знают всё изнутри. Здесь они развиваются, растут и тоже реализовывают свои таланты.
Уникальность — в нашей энергии и в атмосфере, которую мы создаем. И люди, которые к нам приходят, — это очень классный сегмент людей, которые развиваются, гибко мыслят, идут вперед.
— Мне известно, что вы не только потрясающе талантливая и уже очень узнаваемая актриса, а также и прекрасная исполнительница с шикарными вокальными данными. Вы выступаете как певица? Обучаете вокалу?
— Большое спасибо! Да, я очень люблю петь. Не обучаю — все-таки я не вокалистка, а поющая актриса, это немного другое. Но могу что-то подсказать при желании.
Выступаю как певица — не так часто, как хотелось бы, но, как только появляется возможность спеть, с удовольствием это делаю. Много пою в спектаклях театра, где я играю, также делаю творческие вечера. Ближайший будет 11 марта.
— Юлия, расскажите про свою семью и как вы строите отношения с родными и близкими? На каких ценностях?
— В первую очередь, на ценностях диалога. Даже с ребенком: я стараюсь с самого ее юного возраста выстраивать диалог. Не могу сказать, что всегда получается, но мы пробуем договариваться. Конечно же, на ценностях близости, стремлении понять друг друга, времени, проведенном вместе.
Я достаточно мягкий и гибкий человек: со мной очень сложно поссориться (практически невозможно). Не вступаю в конфликт и стараюсь строить все на фундаменте любви.
— Гармония в семье — это что и как её достичь?
— Гармония в семье — это прежде всего гармония в себе. Если внутри тебя нет баланса, покоя, легкости, радости, то гармонии в семье достичь будет невозможно. Ведь то, что у тебя внутри, ты транслируешь во внешний мир и в свою семью.
Толковые психологи говорят о том, что нужно воспитывать сначала себя, а не детей. То же самое с гармонией в семье: сперва нужно позаботиться о гармонии в самом себе. Когда ты в ладу с собой, ты умеешь выстраивать диалог с партнером и создавать пространство, в котором вам обоим будет комфортно.
— Судя по всему вы хорошо умеете ставить цели и достигать их. Какие советы вы можете дать тем, у кого плохо это получается?
— Да, я умею ставить и достигать цели, но это не было бы возможно без людей, которые меня поддерживают. Команда — очень важный двигатель, опора. Без нее человеку гораздо труднее чего-либо достигать. А вот создать вокруг себя то поле, которое притянет нужных людей, единомышленников, — это самая большая ценность. Это то, что я могла бы посоветовать.
Мне повезло, что почти 13 лет назад я попала в театр, где главным двигателем является Вадим Викторович Демчог. Он никогда не позволяет себе сидеть на месте, всегда стимулирует твой рост и делает это, в первую очередь, посредством своего примера.
Я очень горжусь тем, что сейчас сама смогла создать такое пространство, в которое притянулись люди, ставшие моей командой.