Лиля Люманова – потомственный музыкант, скрипачка, лауреат международных конкурсов. Бабушка Лили народная артистка СССР Зейнеп Люманова, а родители – педагоги: мама – скрипачка, а папа – пианист и аранжировщик. Они привили дочери любовь к классической музыке, року и джазу. И именно под руководством родителей в 5 лет начала играть на скрипке. Лиля Люманова рассказала Анне Белевой про путь, который привел ее в музыку.
– Лилия, где вы черпаете вдохновение?
– Я стараюсь черпать вдохновение в жизни, в природе, в людях. Например, меня очень вдохновляет река, я могу долго смотреть на ее плавное течение и думать о своем. А еще я люблю лес, стихию ветра. Иногда постою на ветру и чувствую, как заряжаюсь энергией и готова творить. Людей я тоже воспринимаю как источник вдохновения. В каждом из нас есть что-то хорошее, сильные и слабые стороны. Так вот я подмечаю эти нюансы и использую их в своем творчестве. Очень люблю красоту как в искусстве, так и в людях, причем не только внешнюю. Я стараюсь «зрить в корень», впитываю все хорошее и плохое в себя, что-то отфильтровываю и в итоге могу заниматься любимым делом со всей душой.
– Как пришли в музыку? Расскажите про свой путь.
– Я пришла в музыку благодаря своим предкам. Моя бабушка народная артистка, певица Крыма. Мои родители педагоги, музыканты. Мама скрипачка, папа пианист, аранжировщик, клавишник. Как ни странно, они не очень хотели, чтобы я стала профессиональным музыкантом. Папа, мне кажется, больше настраивал меня на то, чтобы я была хорошей женой, прекрасной матерью. И это действительно искусство в наше время. Ведь очень трудно совмещать семью и карьеру. Сейчас в основном женщины увлечены учебой, карьерой, саморазвитием, наверное, это правильно. Но мой папа думал иначе. Хотя, к чести моей мамы, нужно сказать, что она успевала абсолютно все: была отличной хозяйкой, талантливым педагогом и музыкантом. У меня так не получается.
Музыку я полюбила благодаря маме. Как-то раз она взяла меня с собой на классный вечер в детскую музыкальную школу, где ее ученики играли на скрипке. И я, тогда еще совсем маленькая, 5-6 лет, влюбилась в мальчика, который сыграл свою пьесу лучше всех. Помню, я даже сфотографировалась с ним и его скрипкой. Когда мы пришли домой, я попросила маму научить меня играть на этом музыкальном инструменте.
Мы начали занятия, я все схватывала на лету, но у мамы не хватало времени, чтобы заниматься со мной, поэтому она отдала меня к своему талантливому другу в спецшколу. И я начала учиться игре на скрипке. После того, как мой первый учитель уехал в Израиль, я попала в музыкальную школу при Московской консерватории. В этой школе от своего преподавателя я взяла очень многое как в профессиональном, так и человеческом плане.
В 15 лет у меня начался переходный возраст: я вдруг поняла, что не хочу быть музыкантом, а мечтаю о карьере полицейского или частного детектива. Я зачитывалась детективными, романами, и мне казалось, что у меня все получится. К счастью, родители меня не поддержали. Я продолжила заниматься своим любимым делом, все глубже и глубже погружаясь в мир музыки, которая даже спустя столько лет делает меня счастливой.
Но хочу сказать, что меня и сейчас не покидает мысль, что во мне умер Шерлок Холмс или Эркюль Пуаро. Кто знает, может быть, из меня мог бы получиться хороший полицейский, военный или даже врач.
– Насколько сложно сейчас зарабатывать музыкой?
– Вопрос достаточно непростой. Как профессиональный музыкант скажу, что для этого очень много чего требуется. В первую очередь, конечно, талант и трудолюбие. Хотя сейчас, с развитием Instagram, TikTok и других социальных сетей, появились люди, которые ни в одну ноту не попадают, но зарабатывают огромные деньги. Дело случая. Записав одну песню, одну мелодию, которая понравится молодежи, можно проснуться знаменитым и богатым, при этом не имея ни слуха, ни голоса, ни таланта. И это несправедливо. Я знаю много композиторов, профессиональных исполнителей и просто действительно выдающихся людей, которые со мной учились, но, к сожалению, не сделали карьеры и вынуждены работать за гроши, хотя у них огромный талант. Поэтому мне очень трудно говорить на эту тему. Единственное, что утешает, – деньги в искусстве не главное. Главное эмоции, чувства, переживания.
– Существует предубеждение, что все профессиональные музыканты могут заработать только на свадьбах и в ресторанах, так ли это?
– Смотря какие свадьбы и какие рестораны. Я играла на свадьбе и работала в джазовом кафе «Маргарита» на Малой Бронной. Могу сказать, что это очень легкие деньги: они приходят к тебе очень быстро и так же быстро уходят. А свои первые стоящие гонорары я начала зарабатывать еще в детстве: ездила на конкурсы, на гастроли, музыкальные фестивали по России и за рубежом. Музыкант с детства может получать хорошие деньги.
Я вообще уверена, что музыка поможет заработать везде: и на улице, и в музыкальной школе, и в вузе, в ресторанах и даже на похоронах. Если у тебя есть какой-нибудь музыкальный инструмент, ты не пропадешь и сумеешь до самой старости обеспечить себе пропитание. Но надо понимать, что музыканту стать миллиардером практически нереально. Поэтому если вы идете в музыку и искусство вообще ради денег, то вам стоит податься в другую область.