Тамерлан Джиджоев поговорил с Натальей Сергеевой, карьерным и бизнес коучем, участницей программы «Мой Бизнес». Наталья рассказала про коучинг и про то, что в быстро меняющемся мире, эффективнее брать «выжимку» опыта и знаний у других людей, чем снова идти в университеты.
– Наталья, вы карьерный и бизнес коуч. Скажите, с какими сложностями чаще всего сталкиваются ваши клиенты?
– Я коуч, а коучинг – это продвижение в будущее. Приходят те, кто чувствует необходимость управлять своим будущим. Достаточно часто сложностью бывает понять куда двигаться дальше в бизнесе, в карьере, то есть, как раз нарисовать для себя этот образ. Это всегда непросто, так как требует понимания своих целей, потребностей, своих жизненных принципов.
Мы вместе с клиентом исследуем всё это, плюс его текущий контекст в бизнесе или карьере и появляется некая идея, которая трансформируется в цель. А потом мы перекидываем мостик из настоящего в будущее и клиент идёт уже самостоятельно.
– Я знаю, что вы более 15 лет совмещаете семью и карьеру руководителя подразделений по работе с персоналом в крупных компаниях, а ещё и коучинг. Как вам это удаётся?
– Уверена, что у каждого из нас наберётся несколько социальных ролей. Главное, чтобы они мирно уживались между собой и не конфликтовали. Очень важно любить то, что делаешь.
Мои роли дружат, и я их одинаково люблю, не представляю свою жизнь без чего-то из этого. А ещё в сутках 24 часа, это не так уж и мало, если проанализировать куда эти часы у нас уходят.
– Есть мнение, что коучинг – это эффективный метод для развития людей и команд. Это действительно так?
– Это сильно зависит от задачи, которую требуется решить. Если нужно передать знания или опыт, то классический коучинг не подойдёт. Представьте, что вам нужно научить команду алгоритму отработки возражений. Если вместо того, чтобы дать алгоритм и отработать его, вы начнёте прояснять, как команда это себе представляет и почему это важно для них, то это может даже сильно раздражать. Будет не эффективно. Но вот если применить коучинг, когда команда или человек, вроде бы обладают всеми нужными знаниями, но цели не достигаются – это точно про коучинг.
– Принято считать, что хороший работник тот, который ни на что не отвлекается. Как вам удаётся донести до предпринимателей и руководителей, что с командой необходимо работать: обучать и развивать?
– Все уже много раз слышали, что мы живём в очень изменчивом мире. Динамика последних 3 лет доказала, что все изменения напрямую затрагивают нас, влияют на наш бизнес, карьеру и быт. И если сотрудники не будут «отвлекаться» на своё развитие, то они не смогут отвечать на текущие вызовы, которые уже стали нашей обыденностью, а значит наш бизнес под угрозой.
И, знаете, люди всё равно, чувствуют потребность в развитии, так как она теперь напрямую влияет на их безопасность. Они всё равно будут где-то и чему-то учиться: вязанию, после работы, просто так… Именно поэтому сейчас на пике T&D (партнёр бизнеса в обучении и развитии сотрудников). Так давайте сделаем этот процесс управляемым и будем развивать сотрудников для решения задач нашего бизнеса! Вот, как-то так и доношу.
– Да, в последнее время мир меняется очень быстро и эти изменения необходимо учитывать. Ошибки в бизнесе и так обходились дорого, а сейчас они могут привести к полному краху. Что посоветуете предпринимателям и руководителям, где искать помощь и поддержку?
– Идти в люди. Искать менторов, наставников и коучей.
Конечно, можно идти в университеты, изучать матчасть самостоятельно (и это тоже нужно), но учитывая, что мир очень быстро меняется, и время течёт быстрее, эффективнее брать «выжимку» опыта и знаний других людей, которые уже прошли этот путь и эти университеты.
– Вы HR, а коучинг, как вторую профессию, вы открыли для себя семь лет назад. Как это было, расскажите?
– Я уже была руководителем службы персонала в крупной компании, встал вопрос – что дальше? Казалось, что перспектив нет. Смена места работы ничего не изменит, суть работы-то не изменится. Было очень грустно. Профессиональный кризис. Я начала искать выход, изучать, а что ещё есть интересного и узнала про коучинг. Для меня это было направление, которое максимально объединило мой опыт, мои личные качества и ценности. Уже больше семи лет в этом развиваюсь. Вопрос «что дальше?» больше не возникает.
– Какие навыки необходимы хорошему бизнес коучу?
– Моё мнение, что это эмпатия, живой интерес к людям и ориентация на результат. Остальные навыки можно развить.
– Какие советы вы можете дать человеку, который столкнулся со сложностями, какие шаги ему сделать, чтобы не ухудшить своё положение, а улучшить его?
– Остановиться и задуматься, что происходит. Выгрузить на бумагу все мысли о проблеме и подумать, какой шаг следующий.
– Я знаю, что вы принимали участие в проекте «Менторство» в рамках федеральной программы «Мой Бизнес». Расскажите, как это было, какую пользу вы для себя получили?
– Это был интересный опыт. «Мой Бизнес» организовал программу развития для самозанятых. Было несколько обучающих теоретических блоков и менторинговая группа с опытным успешным предпринимателем. Нас было несколько человек, которым повезло попасть в группу к Виктории Вирта. Виктория очень позитивный и открытый человек. Щедро делилась секретами и советами, которых не получишь ни в одной обучающей программе.
– Как вы считаете, полезна ли такая практика, как менторство? Может ли коуч быть и ментором для своего клиента?
– Несомненно. Менторство – быстрый и эффективный способ в чём-либо разобраться. Есть известная пословица, что дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих.
И менторинг, и коучинг – это инструменты, решающие определенные задачи. Если эксперт может применять два или более инструмента в своей практике, это её значительно обогащает.