Нажмите "Enter" для перехода к содержанию
Фото «Сотер», soter.pro

Как российские компании решают бизнес-задачи с помощью оценки персонала: исследование «Сотер» и hh.ru

Консалтинговая компания «Сотер» и hh.ru: больше половины российских компаний проводят оценку сотрудников с помощью цифровых инструментов.

В первые месяцы 2023 года российский бизнес уже прошел стадию адаптации к новой реальности. Новый период снова шокирует рекордно низкой безработицей и острым дефицитом кадров. Компании понимают, что в ближайшее время ситуация не изменится и необходимо действовать по-новому: на первый план вышел апгрейд всех бизнес-процессов, включая всю систему управления человеческим капиталом. Оценка персонала — именно то, на что необходимо сделать ставку для удержания людей, сохранения коллектива и бизнеса в целом.

Исследование, проведенное HR-компанией «Сотер» совместно с крупнейшей российской платформой онлайн-рекрутинга hh.ru, показало, что большинство компаний в России активно внедряют цифровые инструменты для оценки персонала — более 55% респондентов отмечают их эффективность. При этом больше половины опрошенных планируют расширять практику их использования в ближайшем будущем. Это подтверждает популярность концепции HR Zero, идея которой — автоматизировать все ключевые HR-процессы в организации.

Основная область применения оценки персонала в российских компаниях в 2023 году — это подбор кандидатов и выявление их соответствия профилю должности. Кроме того, значительный процент HR-специалистов использует инструменты для оценки удовлетворенности (48%) и вовлеченности (47,4%) сотрудников, что говорит о возрастающем значении организационной культуры в компаниях. Так, в крупных российских компаниях выстроены целые системы по оценке персонала на всех этапах и дальнейшему развитию сотрудников. Такой подход позволяет не только определять потенциал и соответствие сотрудника культуре компании на входе, но и отслеживать развитие важных навыков и эффективность программ обучения в процессе работы.

Что касается оценки в IT-компаниях, то вопреки общему мнению, данная процедура активно встроена в процессы компаний. В основном, оценку в данном секторе проводят с целью отследить эффективность и удовлетворенность сотрудников, чтобы впоследствии грамотно разрабатывать программы развития, своевременно проводить необходимые кадровые перестановки и решать запросы сотрудников. Для большинства компаний, в том числе из IT-сектора, оценка персонала является положительным опытом, и они планируют расширять данную практику. 

В рейтинг самых популярных провайдеров цифровых инструментов оценки персонала вошли Talent Q, HTLab, SHL, HOGAN и Ю-Платформа (SA). Свыше половины (55,3%) респондентов оценивают эффективность цифровых инструментов для оценки персонала на 4 балла и выше по 5-балльной шкале. Среди преимуществ используемых цифровых инструментов 12% участников опроса называют удобство и доступность, 9,6% — скорость обработки результатов и экономию времени, а 6,4% — возможность апдейта под запрос. Также они отмечают важность безопасности данных и отсутствия риска утечки конфиденциальной информации.

Одним из приоритетов компаний при выборе или отказе от использования инструмента оценки персонала является стоимость — это отметили 41,2% респондентов. Многие компании на территории России столкнулись с финансовыми сложностями и неопределенностью. В результате они стремятся оптимизировать затраты и экономить на HR-процессах — 36,2% респондентов отметили, что компания не выделяет или выделяет недостаточно бюджета для проведения оценки персонала.

При этом стоит учитывать, что качественная оценка кандидатов обходится компании дешевле, чем трудоустройство неподходящего сотрудника, ведь возобновление поиска подразумевает дополнительные расходы: простой, стоимость работы HR-специалистов и утраченные возможности за период работы неподходящего кандидата.

Во многих российских компаниях на сегодняшний день все еще отсутствует практика оценки персонала (28,3%). Зачастую именно отсутствие квалифицированных HR-сотрудников и недостаток информированности руководства приводит к решению компании о нецелесообразности внедрения оценки. По аналогичной причине компании сталкиваются и с негативным отношением сотрудников к этой практике.

«Прежде, чем формировать культуру проведения оценки, нужно собрать ожидания от бизнеса и сотрудников — зачем им нужна оценка персонала? Нужна, если есть потребность в управлении и повышении эффективности сотрудников, для развития и обучения навыкам, необходимым для достижения стратегических целей», — комментирует Мария Голованова, HR Бизнес-партнер hh.ru.

«Российский рынок оценки сейчас стремительно развивается: часть зарубежных провайдеров ушли, и в этом плане открылись возможности для российских компаний не только в развитии инструментов, но и финансовом масштабировании. А судя по тому, что есть живой интерес к данной сфере не только от HR-специалистов, но и от коучей и предпринимателей, диагностика личности и оценка персонала в будущем будет активно набирать обороты», — резюмирует Милана Джиджоева, основатель консалтинговой компании «Сотер».

Исследование проводилось специалистами компании «Сотер» и hh.ru в несколько этапов в период с марта по апрель 2023 года. География исследования включает 8 федеральных округов России. В опросе приняли участие HR-специалисты, HR-директора, HR Business Partner и HR-generalist, специалисты по оценке, консультанты, руководители центров обучения и развития, а также собственники бизнеса и управляющие директора, представляющие бизнес разного размера и большинство отраслей экономики.

Поделиться ссылкой:

© Онлайн-журнал Glove (Глов), 2020-2024, 16+. Перепечатка материалов, опубликованных на сайте GloveRussia.ru и использование их в любой форме, допустимо только при указании источника с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.