Марк Хлуднев, бизнесмен, основатель маркетингового агентства Digital Church, рассказал Анастасии Богодист про роль продюсера в жизни артиста и стратегию продвижения артиста на российском рынке.
Что такое продюсирование
Многим кажется, что продюсер — это некий дядя-толстосум, который направо и налево покупает проходки на мероприятия, сцены, поклонников, прослушивания для своих подопечных, а как правило еще и подопечные попадают к нему через постель. По факту же этот образ к нам пришел прямиком из 90-х и фактически является совершенно другим. Продюсирование — это не швыряние деньгами, а стратегически важный для артиста менеджмент. Менеджмент — это все-таки про управление инструментами, ресурсами. И даже не просто управление, а правильное планирование и реализация.
Что отличает продюсера от, скажем, рядового менеджера? Участие в первичных процессах. Он не просто управляет идеями артиста, приземляя их, он непосредственно участвует в разработке идей, подхода, образов и так далее. Продюсирование — это не про бездарных людей, которые ничего не могут сами, продюсирование — это про талантливых людей, которых нашел умный менеджер и стал неотъемлемой частью команды — и денег нашел, и идеей управлять начал.
Где найти артиста и каким он должен быть
Поиск артиста — достаточно сложный процесс, в котором нет гарантий, что первый или второй будет тем самым. Этот бизнес очень рискованный, но сразу (чтобы утешить) хочется сказать, что это сверхприбыльный бизнес. Искать артистов следует везде, но важно понимать то, каким должен быть артист. Продюсер — это человек, который постоянно изучает тренды, понимает, чего жаждет публика и какие шаги он совершит для того, чтобы публика хотела именно то, что он создает и продает. Главное в артисте — это желание и стремление, он должен знать, чего он хочет и какие действия необходимо совершить.
В нынешнее время глупо брать на продюсирование человека «куклу», т. е. того, у кого есть внешность и какие-то маломальские навыки (например, средний голос). В нынешнее время люди требуют зрелищ под стать себе, они хотят видеть талантливых и целеустремленных людей (здесь стоит отбросить в сторону не так давно законченный тренд на пляшущих или просто открывающих рот под треки людей). Искать нужно именно таких.
Роль продюсера в жизни артиста
Продюсер — это друг, партнер, коллега, руководитель. По сути, для артиста это человек оркестр, который может решить все его проблемы. Как правило, артисты — это люди творческие и ввиду этого крайне несистемные, настроить процессы и помогает продюсер. Он составляет график артиста, продумывает его стратегию, придумывает его образ, подачу и т. д.
В любом из этих пунктов может участвовать артист, здесь часто устанавливаются границы продюсером, либо все зависит от желаний артиста. Но в сухом остатке весь менеджмент всегда остается на продюсере. Также важно не забывать, что продюсер является для артиста часто еще и инвестором. Задача главного менеджера артиста — найти деньги на него любой ценой. Выпуск каждой песни, клипа, шоу и чего бы то ни было стоит дорого, дешевым бывает только сыр в мышеловке.
Основные инструменты продюсера
Конечно же, первый и самый важный инструмент — это мозги, хорошая логика и критическое мышление, креативность, то, что помогает любому продюсеру быстро ориентироваться в пространстве и находить необычные и правильные решения. Коммуникация — то, без чего не выживет ни один продюсер, задача продюсера — выстроить вокруг себя экосистему по решению проблем, в которую могут входить абсолютно разные специалисты, от оператора до министра культуры. Чем больше связей у продюсера, тем больше шансов у его артиста, все на этом рынке построено на связях.
Деньги действительно не так сильно важны, как умение находить нужных людей и дружить с ними. Редко, когда на этом рынке мы платим за попадание в эфир ТВ или в шоу на YouTube. Важно скорее то, знаком ли ты с продюсером и редактором, чем готов ли ты оплачивать их запросы, потому что с высокой вероятностью никто не будет у тебя просить денег. Все обойдется лишь вашей благодарностью, положенной в пакет, а внутри лишь бутылка прекрасного вина.
Бесплатное продвижение
Как я уже и сказал выше, бесплатное продвижение — это самый главный процесс в работе продюсера. С другой стороны, конечно, не совсем бесплатное, ведь надо платить зарплаты пиар-специалистам, менеджменту, который помогает решать механические задачи и так далее. Совсем без денег тоже можно, но продержитесь ли вы долго — вот в чем вопрос. К бесплатному продвижению относится размещение материалов на ТВ, появление вашего артиста в каких-то шоу. Им должны интересоваться интервьюеры, вы должны находить для него все больше связей, а значит — он должен присутствовать на всех мероприятиях, на которых можно познакомиться с людьми с рынка.
Платное продвижение
К платному продвижению относится много разных инструментов. Но важно помнить, что на это тратятся финансы и, что самое главное, начинающие продюсеры совершают одни и те же ошибки. Представьте, например, ситуацию — вы создаете артиста и начинаете закупать ему публикации в СМИ про звезд. Подумайте, захочет ли когда-либо это СМИ разместить информацию про вашего подопечного бесплатно? Ответ — нет! Деньги в этом случае победят, и теперь с вас всегда захотят забрать ваши кровные.
Поэтому, прежде чем использовать платные инструменты, будь то покупка СМИ, шоу, участие в ТВ-формате, подумайте тысячу раз, возможно это обернется вам не очень хорошо. Что касается других платных способов, например реклама аккаунта вашего артиста у блогеров или продвижение через таргет, то в этом абсолютно нет ничего такого, стоит это делать, особенно если речь о музыканте.
Как быстро создать звезду
Ответ, никак! Все, кто залезает в этот бизнес, мечтая о быстрых миллионах, роскошной жизни, тачках и вечеринках — забудьте, такого здесь нет. На выходе вы скорее получаете уйму стресса, большое количество зависших денег, а о скорости тут говорить не приходится. Развитие артиста — это медленный кропотливый процесс, необходимо запастись деньгами, терпением и, конечно же, крепкой психикой. Когда вы подписываете артиста, который начинает приносить высокий доход в первые месяцы — это лишь счастливый случай. Везет не всем! Готовьтесь к тому, что вы будете тратить на продвижение и развитие артиста даже не месяц и два, а скорее год, два или даже три.
На данный момент в моем продюсерском центре Digital Church средний срок выхода артиста на достойный доход — порядка 1,5 лет. В пуле есть также артисты, которых я веду уже больше 2-х лет, в которых вложены более 3 млн рублей (что по меркам этого бизнеса не так много), а они до сих пор не принесли и рубля. Так бывает, просто смиритесь с этим, если вам интересно такое направление.