Мы выяснили ответ на этот вопрос у Анастасии Малковой, исполнительного директора, руководителя службы по работе с проблемными кредитами «Ренессанс Кредит».
Банковские услуги стали базовой составляющей в современном мире. Одним из самых популярных финансовых продуктов являются кредиты, которые помогают людям решать различные вопросы и реализовывать свои планы: покупать авто, делать ремонт, менять мебель, обновлять бытовую технику, радовать себя новыми гаджетами.
Оформляя кредит, заемщик так или иначе оценивает свои возможности по обслуживанию долга в течение определенного срока, понимая, какую финансовую нагрузку при этом он будет нести. Однако всегда есть риск наступления непредвиденных обстоятельств, которые могут ухудшить финансовое положение и повлиять на возможность исправно платить по кредиту. Следствием такой ситуации часто становится выход на просрочку. Конечно, момент неприятный, но не стоит паниковать и предпринимать какие-то необдуманные действия. Разумнее сразу обратиться в банк и обсудить возможные пути решения со специалистами.
Кто такой специалист по взысканию просроченной задолженности в XXI веке?
Сейчас в большинстве банков есть собственные специалисты по взысканию просроченной задолженности. Это не коллекторы, представляющие сторонние организации, а штатные сотрудники банков, которые заинтересованы в том, чтобы помочь клиенту с просрочкой найти способ решения его проблемы. Цель специалиста отдела взыскания просроченной задолженности состоит в том, чтобы клиент уже после первого обращения ушел с пониманием, как ему нужно действовать.
Что не стоит делать, если вы вышли на просрочку?
Если у вас трудная финансовая ситуация, и вы понимаете, что не сможете внести очередной платеж или уже не внесли его, позвоните сразу же в банк и расскажите о сложившихся обстоятельствах. За время «молчания» сумма задолженности увеличится за счет неустоек и штрафных процентов.
При этом не стоит надеяться, что банк не заметит образовавшуюся просрочку. Кредитная организация обязательно будет пытаться установить с вами связь. Сначала это могут быть смс-сообщения с просьбой перезвонить в банк. Если вы продолжите молчать, тогда специалисты банка сами позвонят вам по указанным в момент оформления договора телефонным номерам. Известная поговорка «Молчание – золото» в данном случае сыграет против вас: пока вы будете скрываться от банка сумма неустоек и штрафов будет только расти.
Не обращайтесь в организации, которые обещают решить все проблемы с задолженностью без дополнительных затрат. Взаимодействие с подобными компаниями, как правило, не приносит пользы, а оборачивается лишь потраченным временем и испорченными нервами.
И, конечно, не доводите дело до суда. Процесс судебного производства принесет лишь дополнительные расходы: оплата исполнительного сбора, судебных издержек, госпошлины.
Отвечайте на звонки из банка, не пытайтесь игнорировать сложившеюся ситуацию: чем раньше вы начнете решать вопрос с просроченной задолженностью, тем проще будет это решение и меньше потери – как с экономической, так и с юридической точки зрения.
Какие способы снижения финансовой нагрузки может предложить банк?
Помните, безвыходных ситуаций не бывает. Не привязывайтесь к стереотипам о коллекторах и не попадайте под влияние антиколлекторских компаний. Незамедлительно выходите на контакт с банком. Банк в этом случае станет вашим конструктивным помощником и советником. Будьте открыты и честны в переговорах со специалистами отдела просроченной задолженности, тогда они смогут помочь найти наиболее приемлемый способ решения проблемы, в том числе предложив один из вариантов снижения финансовой нагрузки, который есть в банке.
Например, это может быть реструктуризация кредита – изменение условий погашения. Чаще всего в этом случае банки предлагают заемщику увеличить срока кредитования при одновременном сокращении размера ежемесячного платежа. Еще одним способом является рефинансирование: с целью погашения текущего кредита заемщик может оформить новый кредит на более приемлемых для него условиях с точки зрения ежемесячной финансовой нагрузки.