Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Обзор профессий: директор по маркетингу

Милана Джиджоева, хантер, hr-профайлер и основатель «Сотер», рассказала Glove Russia о том, какие сложности есть в подборе директора по маркетингу.

Кризис – самое время изменить и усилить продвижение. Директор по маркетингу – один из тех, кто реализует эту миссию. Несмотря на то, что профессия достаточно давно на рынке, в подборе есть сложности.

Первая связана с тем, что маркетинг находится на стыке PR и продаж, а потому должностные обязанности CMO (Chief Marketing Officer – директор по маркетингу) часто определяются некорректно со сдвигом в ту или иную сторону.

Вторая – профессия активно трансформируется и видоизменяется. Причина – бурное развитие интернет-технологий, благодаря чему отрасль всё больше уходит в digital, а у CMO постоянно обновляется портфель компетенций и должностных обязанностей.

В какой момент нужен директор по маркетингу

Директор по маркетингу разрабатывает и реализует стратегию продвижения бизнеса на рынке, а иногда и формирует сам рынок. Если компания стремится к сохранению позиций и, тем более, росту, то директора по маркетингу нужно включать в команду как можно скорее.

Исключения есть. Они определяются спецификой рынка, размерами бизнеса, бюджетом на продвижение и пулом клиентов. Если штат у компании небольшой, рынок ограничен в силу естественных причин, а клиенты давно известны и определены, то с формальным представительством справится штатный маркетолог или подрядчик. Во всех остальных случаях директора по маркетингу можно рассматривать как необходимую единицу.

Чем занимается директор по маркетингу

Общий перечень задач для CMO не менялся со времён Котлера, это:

• Разработка и реализация маркетинговой стратегии компании;
• Проведение исследований целевой аудитории, конкурентов и рынка в целом;
• Создание, модернизация и управление платформой бренда;
• Финансовое планирование и бюджетирование;
• Управление командой и подрядчиками.

Диджитализация добавила в этот комплект и другие задачи:

• Внедрением и контроль работы CRM-систем и технологий Big Data на уровне маркетинга;
• Внедрение стандартов unit-экономики и построение системы маркетинговых KPI;
• Развитие онлайн, офлайн и мобильных платформ и некоторые другие.

Если в компании не предусмотрена должность директора по PR и рекламе, то CMO может взять на себя также:

• Медиапланирование и взаимодействие со СМИ;
• Общее управление корпоративными медиа;
• Организацию рекламных кампаний;
• Управление внутренней системой коммуникаций.

Что надо знать, прежде чем нанять директора по маркетингу

Директор по маркетингу относится к тем профессиям, профессиональные обязанности для которых сильно зависят от специфики компании. Например, в одной компании, где есть отдел рекламы, корпоративная редакция, креативная группа, CMO может заниматься исключительно планированием, аналитикой и контролем. А там, где кадровые ресурсы ограничены, директору придётся исполнять и некоторые функциональные обязанности вроде тестирования гипотез или запуска нового сервиса.

Второй нюанс в выборе связан с тем, что профессия слишком быстро меняется в силу развития технологий. Поэтому успешный кандидат должен быть очень гибким и готовым меняться вместе с рынком, а также знать в теории, а лучше на практике – все маркетинговые инструменты и технологии вплоть до таких мелочей, как выгрузка базы из CRM–ки в xls.

Ну и, наконец, самый важный момент. Ещё на этапе формирования профиля вакансии и выстраивания компетенций, необходимо чётко сформулировать обязанности кандидата. Если этого не сделать, у собственника в силу кросс-функциональности профессии и её близости к PR и продажам, может появиться ощущение, что директор по маркетингу где-то не дорабатывает.

Где взять хорошего CMO

Идеальный кандидат в CMO имеет опыт практической работы в маркетинге, начинал с позиций таргетолога, специалиста по рекламе, аналитика, e-mail-маркетолога, бренд-маркетолога, копирайтера и т.д. Работал в агентстве или занимался фрилансом, руководил отделом, креативной группой или медиа. Профессиональное образование будет плюсом, но не является решающим фактором.

Если у вас небольшая компания, вырастить полноценного CMO в родных стенах практически нереально: слишком ограниченный функционал будет у специалиста.

Оплата труда

По данным портала trud.com средняя зарплата директора по маркетингу в России составляет 121 404 рубля. По данным hh.ru, в Москве и Санкт-Петербурге предлагаемый максимум – 300 тыс. рублей (средняя цифра). В открытом доступе на два региона размещено более 12 тыс. резюме, а вакансий – 243. Более подробная информация на инфографике.

Поделиться ссылкой:

Breaking News: