Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Евгения Дмитриева: почему не летят стартапы

Евгения Дмитриева, эксперт по проектному менеджменту, руководитель проектного офиса клуба лидеров «Эльбрус», рассказала Glove Russia, почему не летят стартапы.

Чтобы ответить на вопрос, почему в России массово не летят стартапы, и где наши единороги, нужно сначала разобраться с тем, что такое стартап в принципе, и чем он отличается от классического бизнеса.

Если коротко, стартап — это то, что может расти на XXX% в год, то, что растет с космической экспоненциальной скоростью. А еще стартап — это про инвестиции. А еще про то, что собрались- попробовали- быстро пошли дальше или разошлись.

А еще стартап — это про инвестиции. А еще про то, что собрались- попробовали- быстро пошли дальше или разошлись.

А теперь разберем, что для такого роста и процесса должно произойти.

1. Команда должна создать классный продукт, который попадет в рынок. Когда это происходит? Среди прочего, когда есть среда, в которой эта команда может быстро собираться и разбираться, потому что готовой команды с нужными компетенциями нет. Условный «Старбакс», где мы можем быстро обменяться идеями, найти недостающие навыки и попробовать сделать что-то грандиозное.

Что у нас есть сейчас:

  • Есть «Точки кипения», особенно здорово, что есть «Точки кипения» при университетах, ведь там наибольший процент заряженных на запуск компаний. Но проблема в том, что там очень мало инвесторов, а преподаватели в тех же вузах пока все еще «из старой школы» и минимально включены в процесс создания бизнесов. До модели «Лёвена» нам по-прежнему не всегда близко. Хотя то, что появилась программа «Стартап как диплом» — совершенно классно, но пока немассово.
  • Есть НОЦы (научно-образовательные центры из нацпроекта «Наука»), опять же классная среда, но они регионально сфокусированы и работают на связку бизнес-наука-образование по определенному профилю (например, чисто под нефть или агро, или под Арктику), а еще под конкретные ниши, под заказ по сути. А стартап он от проблемы идет, которую команда чувствует и потребитель знает, а не под заказ.
  • Есть самоорганизованные сообщества, в онлайн, в основном, где есть даже инвесторы. Но большинство, стоит признать, строятся с прицелом под Долину.

А стартап он от проблемы идет, которую команда чувствует и потребитель знает, а не под заказ.

2. Нужна культура и знания, хотя бы базовые — как работает компания, что вообще нужно учитывать при запуске.

  • Есть неплохие образовательные программы в России, но платные, нишевые. Есть даже и бесплатные в онлайн, и не самый плохой контент там. Но, во-первых, бесплатные программы заманивают тебя в конкретный инкубатор/акселератор зачастую, то есть ты не выходишь на свободные прерии в рой. А нужны очень короткие ознакомительные программы и быстрая раскатка по всем регионам. Кто зацепится, дальше разберется.
  • Но самое главное, нет у нас культуры, люди в принципе мало знают, что так можно. И если среди молодежи тему еще крутят, то после 30 тебе уж точно не стоит дергаться (я сейчас особенно про регионы). Хотя самый сок запускать стартап после 30/35 — знания, опыт маломальский, кругозор, связи.

3. Должен быть рой стартапов на начальных стадиях. Конверсия между теми, у кого есть идея, и компаниями, которые выпускают масштабируемый продукт, чудовищно низкая. Значит для того, чтобы мы получали на выходе компании, на старте должны быть десятки и сотни тысяч. Нужны инкубаторы, акселераторы, тусовка. И все та же массовая тусовка из компаний.

  • Инкубаторы и акселераторы есть, даже прям суперузкопрофильные. Но вот количество компаний в потоке низкое, а на выходе, к сожалению, еще грустнее.
  • Большинство инкубаторов и акселераторов под конкретные задачи конкретных компаний, нет свободного рынка по сути.
  • Есть технопарки и «Сколково», но все та же проблема — массовости нет, конверсия низкая, очень точечно.

4. Нужны инвесторы, при чем не только институциональные, а ангельские, частные инвестиции нужны. И деньги даже на руках есть. Но культуры нет, и не привлекательно это. Нет механик, стимулирующих частных лиц вкладываться в высокорискованные форматы. Нужно что-то финансово привлекательное, а еще популяризация, я должна знать, где и куда я могу вложиться.

Государству это выгодно — налоговая база, рабочие места. Да, вырастут далеко не все, но даже микробизнесы дадут хоть 10, но рабочих мест.

Государству это выгодно — налоговая база, рабочие места. Да, вырастут далеко не все, но даже микробизнесы дадут хоть 10, но рабочих мест.

Ну и несколько автономных историй:

  • Очень в отрыве живет наука, ты должен быть как компания либо в структуре НОЦ/при ВУЗе, либо идти в корпоративные инновации. А корпоративные инновации – это определенные правила, всегда бюрократия (пусть даже минимальная).
  • К нам не поедут массово, как, скажем, в Долину, или даже в Чили, где неплохая программа привлечения иностранных высокотехнологичных компаний.

Поделиться ссылкой:

Breaking News: