Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Постановка целей: как не прийти туда, куда не надо

В одной далекой, но прекрасной стране жил один молодой человек. Местность была красивая: озера, горы, леса и равнины. У юноши была большая цель — он хотел залезть на высокую гору. Он начал идти к своей цели — шел долго, а на пути встречал препятствия и сложности. Он устал. Его ноги болели. Ему было голодно и холодно, но он не собирался сдаваться. Он шел. И наконец, он увидел, что почти дошел.

До вершины осталось несколько метров. Молодой человек очень обрадовался – он достиг своей цели! Но, оказавшись на вершине горы, юноша заплакал. Это были не слезы счастья, это были слезы разочарования и досады! На вершине молодой человек понял, что это не та гора — всё это время он покорял не ту вершину.

Это всего лишь притча, но такое случается и с нами – часто мы боремся за то, что оказывается совсем ненужным. Выяснить, чего мы хотим на самом деле, и поставить настоящую цель, можно и нужно – для этого и был создан один из инструментов, о котором я расскажу. Что надо знать про постановку целей? И как поставить цель правильно, чтобы не разочароваться, достигнув «не той вершины»?

Этот инструмент называется моделью для формулирования целей SMART. Разберем, чем же является цель на самом деле, зачем она нужна и откуда берется.

У понятия «цель» есть целых 3 определения – они одинаково хороши, поэтому выбирайте то, что наиболее близко:

  • Идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта;
  • Конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс;
  • Осознанный образ предвосхищаемого результата.

Зачем она нужна? Всё очень просто – цели нужны нам для того, чтобы мы знали и видели направление, в котором нам нужно двигаться. «Чтобы прийти куда-то, надо идти» — верное высказывание, но, если поставить не те цели, можно прийти не туда.

Откуда берется цель? Конечно же из наших мыслей и желаний. Мы думаем, смотрим вокруг, видим то, что нам по душе… На уровне подсознания каждый из нас знает, чего хочет – остается только раскопать это знание. В тот момент, когда мы принимаем решение получить или достичь чего-либо, приложив к этому усилия и сделав ряд действий, мы ставим цель. Сама цель бывает конечной и промежуточной, а её возникновение называется постановкой.

Чем цель отличается от задачи?

Цель отвечает на вопрос «Что?», а задача – на вопрос «Как?». Например, вам нужна машина для того, чтобы быстро и комфортно перевозить всю семью от дома до дачи. Вы думаете и в конечном итоге покупаете себе минивэн. Цель здесь – быстрое и удобное передвижение от точки А до точки В. А задача – приобретение автомобиля. Если вы бы хотели ездить от дома на Ленинском до Москва-Сити, и ездить с понтом, то и цель, и задача были бы другими.

Модель SMART используется для определения целей и задач еще с 1965 года – именно тогда термин впервые встречается в работе Пола Мэйера, известного специалиста по мотивации. Этим методом пользовались тысячи людей – попробуйте и вы определить свою цель по приведенному ниже плану.

SMART – это аббревиатура, где каждая буква означает характеристику цели. Чтобы объяснить себе каждую характеристику, ответьте на вопросы и запишите свои ответы.

S (specific) – цель должна быть предельно конкретной и ясно описывать, чего именно вы хотите достигнуть.

Вопросы: чего именно вы хотите? Почему?

М (measurable) – цель должна быть измеримой. Определите признаки своей цели. Например, ставить целью «больше клиентов» — неправильно. А вот цель «увеличение клиентского потока на 40% по сравнению с прежним годом» — уже куда лучше.

Вопросы: как измерить цель? Что именно является её мерилом? Как вы поймете, что достигли цели?

А (affordable) – цель должна быть достижимой. Маловероятно, что владелец малого бизнеса войдет в список Forbes или заработает миллиард долларов за год. Можно поставить высокую цель, но она все равно должна быть адекватна реальности.

Вопросы: достижима ли моя цель в принципе?

R (realistic&relevant) – цель должна быть реалистичной и значимой. На этом этапе вы определяете истинность цели и её значимость для вас. Возможно, здесь стоит покопаться в себе – нередко желания разбогатеть, построить дом или улететь жить в другую страну не возникают сами по себе.

Вопрос: важна ли эта цель для вас? Почему это так важно?

Т (tangible, time-based) – цель должна быть гибкой и с четким сроком выполнения. Привяжите её ко времени, если хотите – к дате. В общем, определите время, когда цель должна быть достигнута.

Вопрос: какие у вас сроки? Если вы не успеете, то что дальше? Эта модель уже доказала свою эффективность – она довольно популярна, универсальна и действенна. Её можно использовать не только при постановке бизнес-целей, но и в обычной жизни – SMART является своеобразным фильтром, который помогает откопать ваше желание и перевести его в цель. А потом – достичь её.

Важный момент! Одну и ту же цель мы достигаем дважды: сначала создаем мысленный образ цели в голове, а уже потом реализуем её физическое воплощение. Модель SMART помогает сформировать цель так, словно вы уже достигли её – отталкиваясь от этого, гораздо проще подумать, что именно нужно сделать для того, чтобы это воплотилось в реальность.

Ставьте цели правильно и достигайте их!

Поделиться ссылкой:

Breaking News: