Юлия Кушнир, идейный вдохновитель и создатель агентства St. Martin, рассказала Glove Russia про важность регистрации своего бренда.
Экоактивистка Грета Тунберг регистрирует своё имя как товарный знак. Скоро это станет трендом среди стартапов и личных брендов. Почему?
Юная активистка призналась в своём Инстаграм, что ни она, ни её коллеги по организованному ею международному движению в защиту климата не заинтересованы ни в каких товарных знаках. Но регистрацию сделать нужно, чтобы её имя и название движения перестали использовать в коммерческих целях без её согласия.
Имя Греты склоняют в мемах и пародийной рекламе экологически чистых продуктов питания и даже пива. Пример активистки показывает: регистрировать имя нужно не для того, чтобы у тебя не украли идею. А хотя бы для того, чтобы защитить свое доброе имя от стойких негативных ассоциаций, которые бренду совсем не нужны. Если имя предпринимателя зарегистрировано как торговый знак, сделать пародию на него или без всякого стеснения использовать в анекдотах, высмеивать публично уже нельзя. Это незаконно. Владелец имени запросто может подать на шутника в суд.
Впрочем, от кражи идей официальная регистрация торгового имени тоже защитит. И похоже, именно эта причина становится стойкой тенденцией. Раньше, в период офлайна, бренды гораздо менее серьезно относились к повторам. Ну подумаешь, кто-то сделал похожую вывеску в магазине, ничего страшного, от нас не убудет. Убудет – если вы не зарегистрировались как надо. И наоборот, может прибавиться, если с самого начала сделать все как надо.
Пример как надо
Предпринимательница Александра Дорф в апреле 2018 года зарегистрировала товарный знак «Беру» и запустила под этим именем онлайн-сервис. А месяцем позже «Сбербанк» и «Яндекс.Маркет» запустили свой маркетплейс с аналогичным названием. Поскольку Дорф всё сделала официально и по закону, это дало ей право отправить «Яндекс.Маркету» досудебную претензию, потребовать признать её права на товарный знак и выплатить компенсацию. И её претензии были удовлетворены: сервис Дорф сменил название за кругленькую сумму, и сейчас компании оформляют партнерство.
Пример как не надо
Не так давно «Сбербанк» заставил владельцев бара с созвучным названием «Сбербар» отказаться от бренда, тоже в досудебном порядке. Никаких компенсация для незадачливых владельцев бара, разумеется, не предусматривалось, напротив, одни расходы на смену концепции и вывески.
Каждому бренду надо быть готовым к тому, что его идея может выстрелить. И заинтересовать западных инвесторов. Инвесторы Силиконовой долины мониторят российский и белорусский рынки на предмет интересных идей. И от самих брендов зависит, эту их удачную идею захотят купить – или смогут повторить бесплатно только потому, что сделать это проще простого. Ведь если название зарегистрировано, а на продукт оформлено авторское право и патент, украсть существующий проект гораздо сложнее.
Поэтому я считаю, что все стартапы в самом скором времени начнут регистрировать свои продукты и свои названия с помощью патентной системы и под товарными знаками. А те, кто поленится, могут готовиться к многолетним судебным разбирательствам в попытке доказать, что ты был первым. Патентные дела затягиваются на 2-5 лет, и иногда проще плюнуть и придумать себе что-то другое, чем держаться за то, что у тебя украли.