Совсем недавно прошла новая выставка учеников студии Мастерская ЕС* в арт-галерее «Полёт». 30 участников — дети от 3 до 16 лет представили свои работы на тему «Я в полёте». Главный редактор Glove Анастасия Богодист поговорила с основателем студии Екатериной Савельевой.
— Катя, привет! Очень рада возможности расспросить тебя о программах, техниках, об учениках, выставках, планах. Расскажи немного о себе. Почему ты выбрала путь художника?
— В детстве я жила рядом с Тимирязевской художественной школой, и меня отдали туда учиться. Чудесное место! 10 лет учёбы там заложили основу, которую я несу с собой всю жизнь. Прелесть этой школы была в том, что каждый год, начиная с 5 класса, добавлялся новый предмет: скульптура, графика, текстиль, архитектура, керамика и история искусств. Потом я поступила в институт имени Строганова на кафедру «Интерьер и оборудование». Уже там мы начинали работать — в 2000-е это было модно, здорово и интересно. Появились компьютерные программы, и я окунулась в этот мир по полной. После ушла в декрет, но благодаря шикарному образованию продолжала работать, рисовать. Стала членом союза художников при Третьяковской галерее, занималась с прекрасным частным преподавателем Владимиром Сальниковым, ходила на выставки, и сама их организовывала. Я постоянно была в творческой среде, непрерывно развивалась.
— Как родилась идея создать студию для детей? И для взрослых тоже, верно?
— Ни о какой мастерской и о занятиях я не задумывалась, пока не подросли собственные дети. Я решила дать им хорошую базу, как у меня. Начала объезжать студии, и не нашла ничего даже близко похожего на мою школу. Решила, что буду обучать дома сама. Подняла журналы, книги, которые собирала ещё моя бабушка, составила программу для дочек и их подруг. Потом домой начали приходить ученики.
Мы начинали с основ: разбирали правила построения композиции, понятие масштаба, противоположные цвета, тон. Через год я оглянулась назад и поняла, что мы проделали хорошую работу. Дети освоили большой формат, научились работать с красками и продумывать сюжет перед его созданием. Ко мне стали проситься знакомые знакомых, но дом не смог бы вместить всех. Так появилась идея создать свою студию. И да, взрослые у меня тоже занимаются.
— Я знаю, что работы твоих учеников участвовали уже далеко не в одной выставке, и темы были разные. Расскажи немного об этом.
— Мастерская существует с 2018 года, а с 2019 мы уже начали организовывать для учеников выставки. Первая посвящалась российскому искусству и проходила в «Центре искусств. Москва» — в здании храма Христа Спасителя. Это красивый музей, где дети выставляются среди таких художников, как Левитан, Поленов, Шишкин, Репин, Рерих. Попадая на площадку, дети видят свои работы рядом с гениями искусства — и их самооценка вырастает.
Вообще одна из основных задач моей мастерской — поселить в ребёнке чувство уверенности в себе, показать, что он может, как он ценится. И такие места дарят крылья. В 2022 году мы выставлялись в Еврейском Центре Толерантности на тему детской мечты. Примерно в то же время открылась наша выставка в цирке им. Никулина на Цветном бульваре с темой циркового плаката. Кстати, эта выставка ещё идёт и картины моих учеников можно увидеть на цирковых стенах.
— Как прошла ваша выставка «Я в полёте»? Какова была ее идея? Удалось ли участникам отразить её в своих картинах?
— В этом году мы сотрудничали с арт-галереей «Полёт». Её идея — раскрыть свою личность и визуализировать на бумаге. Всегда темы вертятся вокруг личности ребенка, который занимается в мастерской. Это его взгляд на мир, его внутреннее устройство. Я хочу, чтобы ребёнок не боялся открыться, чтобы он раскрепостился на бумаге. Мы проходим базовые классические темы, но тема выставок — это всегда тема про себя.
— Мастерская ЕС — это только живопись?
— Мастерская — это про личность, про себя. Люди приходят, чтобы раскрыться. А я это культивирую, поддерживаю и помогаю им познать себя как можно полнее. Я не хочу, чтобы мастерская стала потоковой историей, ведь тогда исчезнет индивидуальный подход. Она была, есть и останется камерной.
— Кто может прийти к тебе на занятия? Есть ли какие-то ограничения?
— Дети от трёх лет — моя основная целевая аудитория. Но приходят и взрослые. Чаще они занимаются индивидуально, иногда в группах с детьми. Например, один папа всегда рисует рядом с дочерью. В детстве мужчина учился в художественной школе, а во взрослой жизни занялся бизнесом. Сейчас решил возродить былые времена — под руководством педагога проще вспоминать и заново осваивать забытое. Многие взрослые приходят для релакса, чтобы отдохнуть, отключиться от суеты. Запросы на обучение тоже есть.
— Катя, а если говорить о концепции или даже о миссии твоей студии Мастерская ЕС, как бы ты могла её выразить?
— Цели и задачи мастерской — показать детям, что любой ребенок — гений. И эту гениальность он может взрастить с помощью образования. Ведь, если он очень способный, но работать не хочет — его талант так и останется нереализованным. Но сделать это нужно аккуратно. Вот почему я против конкурсов — это всегда необъективно. Какая-то комиссия руководствуется своими стандартами, но живой человек часто под них не подходит. И, не наградив ребёнка, мы можем его так ранить и обидеть, что он больше никогда не захочет рисовать и творить. Он может быть действительно талантливым и гениальным — просто его не понимают.
Задача мастерской — вселить в человека уверенность, убедить, что он может перевернуть мир, если захочет. Для этого нужно работать и учиться, забыв о лени. Моя задача — раскрывать таких деток, вести их. Они должны знать, что всё могут, и что при желании они могут стать великими людьми.
Желание подразумевает труд, поэтому занятия у нас длятся 2 часа. Это классическая схема из моей художественной школы — за это время ребенок настраивается на труд, входит в работу и спокойно из неё выходит, и даже успевает отдохнуть. За меньшее время, на мой взгляд, он не успевает раскрыться и получить знания.
И ещё одна задача мастерской — постоянная коллаборация ребёнка с современными миром. Участие в выставках — это коллаборация. Он выставляется в современных пространствах, работает. Дети изучают современные способы и методы, которые можно реализовать в жизни, например, продавать рисунки на майках и чашках. Я — за то, чтобы ребёнок включался в полноценную взрослую жизнь с точки зрения творчества.
*Прим. ред. — студия живописи Екатерины Савельевой находится на Рублёво-Успенском шоссе, село Успенское.